Ковид-ограничения позволяют проводить уникальные исследования птиц

Исследователь Лундского университета в Швеции Пер Хеннингссон размышлял над проведением птиц: как они избегают столкновения друг с другом при полете в густой листве? Полеты в сложной среде — что они означают для пернатых? Ответы на свои вопросы ученый сумел найти, наблюдая за домашним попугайчиком, когда в пандемию начал работать удаленно.

Для изучения поведения годовалой самки волнистого попугайчика по кличке Поппен Хеннингссоны построили в коридоре дома препятствия с отверстиями разной ширины — от 75 до 7 сантиметров. Используя высокоскоростные камеры, Пер снял траекторию полета птички в 3D и рассчитал, как она замедляется и преодолевает препятствия.

«Размах крыльев волнистого попугайчика составляет около 30 сантиметров, поэтому было действительно впечатляюще наблюдать, как Поппен справлялась даже с самым маленьким препятствием в 7 сантиметров, и что на ее полетах это никак не повлияло, пока отверстие не стало уже, чем размах ее крыльев», — говорит Пер Хеннингссон.

Рассчитав, как птица замедляется и преодолевает препятствия, ученый сделал вывод: она адаптирует свою скорость точно к ширине отверстия, а это означает, что она может оценить, что требуется, чтобы пройти через отверстие. По мере приближения к самому узкому проему Поппен почти вдвое снижала скорость и набирала высоту перед препятствием — это может означать, что она прогнозирует потерю высоты, связанную с замедлением и приостановкой взмахов крыльев, когда она пролетит через отверстие.

Однако адаптации, необходимые для преодоления узких проемов, имеют свою цену. Во-первых, очевидно, что полет между двумя точками занимает больше времени, если скорость полета снижена. Во-вторых, это требует много дополнительной энергии, так как птица вынуждена лететь с меньшей скоростью, чем оптимальная. Точно так же требуется дополнительная энергия, чтобы снова ускориться, как только птица пройдет через узкое отверстие, пишет Phys Org.

Подобные исследования проводятся не впервые, однако раньше птицам не предлагали просачиваться через настолько узкие отверстия. Еще меньше исследований изучали стоимость полета в сложных условиях. А это, считает Хеннингссон, важно — результаты могут помочь в разработке дронов будущего.

Результаты работы опубликованы в Royal Society Open Science.