08.05.20
Когда коронавирус только появился в заголовках новостей, его называли «неизвестным видом пневмонии». Компьютерная томография действительно показывала изменения в легких, но обычные лекарства от пневмонии были неэффективными. Уровень кислорода в крови стремительно падал. И аппараты ИВЛ далеко не всегда помогали поддержать организм.
Может, анемия?
Тогда появилась версия, что это вовсе не пневмония, а анемия. Исследования китайских ученых подтверждают: у большинства тяжелых пациентов с COVID-19 существенно снижается уровень гемоглобина. Вирусолог Виктор Малеев в интервью «Поиску» рассказал, что коронавирус действительно способен поражать порфириновое ядро гемоглобина, содержащее железо. Именно гемоглобин отвечает за захват кислорода из легких. Таким пациентам действительно аппараты ИВЛ не помогут, им нужно подавать кислород прямо в кровь. Но о том, что коронавирус вызывает анемию, и речи быть не может.
«Вызвать анемию COVID-19 не сможет, просто-напросто не успеет. Распад эритроцитов в селезенке идет 120 дней, коронавирус развивается намного быстрее», — отметил ученый.
Или все-таки тромбоз?
В последнее время все чаще озвучивается еще одна теория. Главная причина всех тяжелых осложнений от COVID-19 – тромбоз, спровоцированный вирусом. Непосредственной причиной смерти первой женщины, скончавшейся от коронавируса в России, стал как раз оторвавшийся тромб. Тогда все посчитали, что к COVID-19 это не имеет отношения. Но, как оказалось, связь все-таки есть. В конце апреля в журнале The Lancet вышел материал по исследованиям китайских ученых. И они настаивают: коронавирус прежде всего опасен тем, что вызывает тромбоз. С ними согласны и итальянские медики. Они вообще предлагают переименовать COVID-19 и изменить протоколы лечения:
«Мы предлагаем в качестве нового названия COVID-19 использовать MicroCLOTS (микрососудистый синдром COVID-19 с обструктивным тромбоовоспалительным синдромом в легких). Мы предполагаем, что за альвеолярным вирусным повреждением следует воспалительная реакция и микрососудистый тромбоз легких».
Итальянцы настоятельно рекомендуют в терапии коронавирусных больных использовать антикоагулянты.
К такому же выводу пришел и врач-терапевт Первой Градской больницы им. Пирогова Василий Купрейчик. Изучая карты поступающих коронавирусных больных, он заметил интересную особенность.
«Стандартная терапия пациента с ковидом в наших реалиях предполагает использование плаквенила (противомалярийный), калетры (противовирусный), антибиотиков (против бактерий), жидкости. У ряда больных к терапии добавляется фраксипарин (антикоагулянт). Так вот, я обратил внимание, что, если больному «обогащают» эту схему клексаном (еще один антикоагулянт) — отмечается явная положительная динамика», — написал медик на своей странице в Фейсбуке.
По словам Купрейчика, после такой терапии тромбоцито- и лимфопения, снижаются маркеры воспаления, происходят положительные изменения на КТ легких. больной либо переводится из реанимации обратно в отделение, либо не попадает в ОРИТ.
В качестве дополнительного довода в пользу новой теории Купрейчик приводит результаты наблюдений патоморфолога Лилии Селивановой. Она занимается исследованием умерших пациентов с коронавирусом. По ее словам, у большинства из них были тромбы: в легочной артерии, в мелких венах, в коронарных артериях. И ни в одном случае не было бактериальной пневмонии. При этом около трети умерших — молодые накачанные мужчины. А ведь использование стероидов и гормона роста обычно провоцируют развитие тромбоза.
Интересно, что в миланском госпитале Сан Рафаэль уже отказались противовирусной калетры, противомалярийный плаквенил еще продолжают использовать, но положительного воздействия препарата не видят. Антибиотики, если не выявлен возбудитель и не доказано бактериальное поражение — не используют. То есть, по сути, лечат только антикоагулянтами. И весьма успешно.
Изменят ли протоколы лечения в России, станут ли антикоагулянты обязательными препаратами в ходе лечения коронавирусных больных, пока не известно. Минздрав РФ пока эту информацию порталу «Поиск» никак не прокомментировал. Ясно одно, новый вирус принёс человечеству много сюрпризов и, возможно, еще что-то оставил про запас.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Мир ждут ещё 2 волны коронавируса
Утепляемся: до 31 мая в Москве понадобятся перчатки
Названа новая причина высокой смертности от коронавируса
Полина Прохорова
Спасибо врачам, которые обнаружили эти изменения болезни, не связанные с похожими на пневмонию или корону.Успехов вам в поисках лечения болезни.Аллах вам в помощь