Видео: астрономы раскрыли тайну затемнения звезды Бетельгейзе

16.06.2021

О том, что случилось со знаменитой звездой Бетельгейзе, ученые ломают головы уже давно.  Одна из самых больших и ярких звезд в 2019 году внезапно начала тускнеть, и к февралю 2020 года ее свет уменьшился на 35%. Ученые считают: космическое тело находится на последней стадии эволюции — это красный сверхгигант. Через какое-то время звезда должна была взорваться, но этого не произошло. Она стала ярче, потом потемнела опять.

И вот теперь, кажется, астрономы нашли разгадку странного поведения сверхгиганта. Его окутало гигантское облако пыли, источником которого стала сама же Бетельгейзе. Облако образовалось из-за резкого охлаждения части  внешних газовых оболочек звезды, пишет журнал Nature.

С помощью Очень Большого телескопа Европейской южной обсерватории были сделаны снимки поверхности Бетельгейзе — изменение яркости было налицо. С этими новыми данными, по мнению ученых, «чихание газа», конденсирующегося в пыль из-за охлаждения поверхности, действительно является лучшим объяснением.

Детально исследовав поверхность звезды, исследователи поняли, как массивные звезды выбрасывают свою массу, прежде чем превратиться в сверхновую и заполнить Вселенную тяжелыми элементами. Долгое время этот процесс оставался загадкой для астрономов.

«Мы были непосредственными свидетелями образования так называемой звездной пыли», — сообщил астрофизик Мигель Монтарж из Парижской обсерватории.

Специалисты рассчитали: когда внешние оболочки звезды остыли, внутри нее сформировались зерна космической пыли. Их состав — кремний, кислород, углерод и другие элементы, которые тяжелее гелия и водорода. В результате появилось гигантское облако пыли, ширина которого составила 5-6 астрономических единиц и массой, превышающей массу Луны в 7 раз.

Команда ученых надеется: полученная информация поможет найти признаки такой же потери массы у других красных гигантов.

«Я давно хотел стать свидетелем потери массы красного сверхгиганта. Здесь мы видим это на линии прямой видимости (вызывая затемнение), и это происходит с самым известным красным сверхгигантом из всех: Бетельгейзе. Я до сих пор не могу в это поверить, — сказал Монтарж.