Временное угасание. Бетельгейзе изучили с помощью томографии

06.05.2021

Красного сверхгиганта звезду Бетельгейзе, которая в прошлом году встревожила астрономов резким падением яркости, изучили с помощью техники томографии звездных атмосфер. И теперь, возможно, причина «Великого потемнения»2019-2020 годов, как называют этот процесс специалисты,  найдена.

Исследователи считают, что временное угасание было вызвано появлением у основания атмосферы звезды ударной волны. Ее усилили восходящие конвективные потоки на видимой части Бетельгейзе. Когда поток охладился, образовалось облако нейтральных молекул, обладавших низкой прозрачностью — это и стало причиной потемнения.

Напомним, Бетельгейзе — звезда в созвездии Ориона — находится на расстоянии 600-700 световых лет от Земли. Масса  звезды выше солнечной в 15-25 раз. Астрономы предполагают, что в ближайшие несколько тысяч лет красный сверхгигант может взорваться, превратившись в сверхновую. Эта вспышка будет видна с Земли даже днем.

На видео — полученные с помощью Очень большого телескопа VLT Европейской южной обсерватории (ESO) изображения Бетельгейзе. Съемки проводились в январе и декабре 2019-го. В конце года заметно угасание яркости.