Теряет блеск. Звезда Бетельгейзе снова начала тускнеть

Это не согласуется с цикличностью изменений ее яркости. Об этом пишет Science Alert.

Бетельгейзе находится в 700 световых годах от нас в созвездии Орион. Это одна из ярчайших звезд на небе Северного полушария и одна из наиболее интересных. Бетельгейзе — очень старая звезда, ей от 8 до 8,5 миллиона лет, по звездным меркам она на пороге смерти. Предполагается, что по массе Бетельгейзе больше Солнца от 10 до 25 раз и всю свою жизнь она провела как горячая бело-голубая массивная звезда. Но сейчас ядро Бетельгейзе уже исчерпало запас водорода, который превратился в гелий, а гелий начал превращаться в углерод и кислород. Когда израсходуется весь гелий, в ядре звезды начнут образовываться более тяжелые элементы, а с накоплением в нем железа звезда неизбежно станет сверхновой. Непосредственно перед взрывом произойдет существенное потускнение звездного света. По подсчетам астрономов, до этого еще несколько десятков тысяч лет. Падение яркости Бетельгейзе, наблюдавшееся между сентябрем 2019 года и февралем 2020-го и названное Великим потускнением, было невиданным: светимость звезды снизилась почти на 25%. Бетельгейзе — полурегулярная переменная звезда, это определение означает, что периодичность изменений ее блеска иногда нарушается. Самый длинный из циклов светимости Бетельгейзе — около 5,9 лет, другой длится 425 дней. Великое потускнение было очень близко к минимуму обоих циклов, но оказалось, что оно не имеет к ним отношения. Астрономы считают, что произошел выброс некоторого количества звездного вещества и это вызвало временное затмение. Для звезды столь почтенного возраста это нехарактерно.

«Мы наблюдаем такое все время у красных сверхгигантов, и это нормальное явление в их жизненном цикле», — сказала в комментарии для Science Alert в марте Эмили Левеск (Emily Levesque) из Вашингтонского университета (University of Washington). «Красные сверхгиганты время от времени выбрасывают со своей поверхности вещество, конденсирующееся вокруг звезды в виде пыли. По мере остывания и рассеяния пылевые частицы поглощают свет, и та их часть, что оказывается на пути земного наблюдателя, несколько «приглушает» звездный свет. Следующий пик яркости Бетельгейзе ожидается в августе-сентябре этого года. Это означает, что она должна была постепенно становиться ярче в течение всего года. Космическая обсерватория солнечно-земных связей (Solar and Terrestrial Relations Observatory, STEREO) NASA ведет наблюдения за звездой даже тогда, когда она из-за своей нынешней «за-солнечной» позиции невидима с Земли. По данным обсерватории, полученным с мая по июль, Бетельгейзе ярче не становилась, она тускнела. Звезда стала вести себя непредсказуемо.