Академик РАН Ирина Донник: профессия будущего — агроастробиолог

24.04.2021
Первыми землянами, попробовавшими выращенное в космосе растение, были космонавты Владимир Коваленок и Александр Иванченков. Это было в 1978 году — тогда на станции «Салют-4» впервые удалось вырастить перья лука. Но еще задолго до пилотируемых полетов Константин Циолковский, основоположник космонавтики, высказал идею создания на орбите оранжереи, чтобы обеспечивать космонавтов в дальних полетах витаминами, кислородом и водой.
Развитие «космического фермерства» считает крайне важным и Ирина Донник — вице-президент РАН и РАСХН, член рабочей группы Госсовета РФ по направлению «Сельское хозяйство». Академик рассказала «Поиску», действительно ли так необходимо заниматься сельским хозяйством на борту космической станции.
Наблюдения за космонавтами, находившимися на орбите дольше одного месяца, показало: они теряют вес. Связано это в первую очередь с потерей аппетита — надоедает привычная пища. И хотя во время полета доступна почти вся «земная» еда, консервированные и восстановленные продукты приедаются.
«Описан случай, когда практически весь лук, выращенный на орбите, был использован в пищу космонавтами. Они не могли удержаться, была потребность организма в питательных веществах и витаминах. И на Землю почти ничего не привезли», — рассказывает Ирина Михайловна.

А вот первые эксперименты по выращиванию на борту растений были не очень удачными. К слову, еще Циолковский до появления пилотируемой космонавтики изобрел специальное устройство — колбу, с помощью которой предлагал искусственно создавать гравитацию, необходимую для роста растений.

Помимо обеспечения свежим питанием космонавтов в дальних полетах, растения еще регенерируют кислород.

«Это и для воздушной среды надо, и для утилизации продуктов метаболитов, которые существуют на станции. Это тоже очень большая проблема, и  космос может позволить нам быстрее решать и проблему выброса парниковых газов на Земле. Поэтому я считаю, что в будущем появится профессия агроастробиология. Может быть, поначалу это будут единичные специалисты, а лет через 10-20-30 она будет массовой», — считает академик.

Полностью интервью Ирины Донник «Поиску» смотрите ЗДЕСЬ