Дмитрий Рогозин раскрыл подробности о новой российской космической станции

22.04.2021

О том, что после 2024 года Россия выходит из проекта МКС, стало известно несколько дней назад. Вместо старого орбитального дома наша страна начнет строить новый — национальный орбитальный комплекс. Он будет называться РОСС — Российская орбитальная служебная станция​​​. Дать старт работам готовы хоть сейчас, сообщил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин 21 апреля на Общем собрании РАН.

Главное, есть с чего начать — научно-энергетический модуль. Изначально он разрабатывался для МКС, но теперь его переформатируют, превратив в базовый модуль российской национальной орбитальной станции. По словам главы Роскосмоса, это потребует от модуля «большей самостоятельности» в вопросах ориентации в пространстве, энергетики, систем жизнеобеспечения.

Еще одна причина создания новой станции — не очень удачное наклонение орбиты МКС.

«Нынешнее, на котором работает МКС, не вполне устраивает с точки зрения наших национальных задач. На наклонении 51 градус мы практически не видим большой территории РФ, и особенно важный для нас регион Арктики и Северного морского пути. Наклонение, близкое к солнечно-синхронной орбите, отвечает нашим интересам, но любая задача требует тщательной технической проработки,» — отметил Рогозин.

Новая орбита будет удобна для работы, но неудобна для выведения космического аппарата. Чтобы выводить такие тяжелые конструкции на новую орбиту, нужны совсем другие космические корабли, более мощные.

«Надо иметь в виду, что эта орбита (назовем ее арктическая) каждые полтора часа позволяет видеть Арктику, а в целом обозревать практически всю планету — находить все точки планеты каждые двое суток», — уточнил глава Роскосмоса.

Еще одна сложность: новая орбита более «напряженная», по словам Дмитрия Рогозина, с точки зрения радиационного воздействия на экипаж. Поэтому в будущем планируется сокращать время работы космонавтов на орбите, чтобы не подвергать их риску. Скорее всего, станция будет не постоянно обитаемая, а посещаемая: прилетели, установили оборудование или провели регламентные работы — и вернулись на Землю. Будут летать более часто, но на более короткие сроки. Вообще, считает Рогозин, основная задача пилотируемой космонавтики в будущем — как можно меньше подвергать рискам людей. Для этого надо передавать основные работы роботам.

Новый модуль специалисты планируют использовать и как «орбитальный космодром» — с него будут стартовать экспедиции к далеким планетам.

Основная полезная нагрузка будет находиться на внешнем борту, рассказал Дмитрий Рогозин.

«Внутренний (обращенный к Земле) борт должен быть оснащен оборудованием для дистанционного зондирования Земли, в самых разных спектрах — от радиолокационного до обычного спектра, а внешний, так называемый «зенит», — это прекрасное место для установки оборудования для мониторинга космического пространства», — пояснил Рогозин.

Создавать новую станцию Россия будет самостоятельно, без участия партнеров.

«Не должно быть… каких-то рамок, ограничений… Хотим иметь полную свободу. Хочешь сделать хорошо — сделай сам», — так ответил  глава Роскосмоса на вопрос корреспондента «Поиска» о том, кто будет участвовать в создании новой станции.

ЭТО ИНТЕРЕСНО: