Анатолий Петрукович: мы узнаем, каким был солнечный ветер миллионы лет назад

22.04.2021

1 октября 2021 года Россия планирует запустить на Луну космический аппарат «Луна-25». Предыдущая лунная миссия стартовала в России более 40 лет назад. Что сегодня, почти через полвека, мы собираемся искать на Луне? Стоит ли игра свеч, то есть вложенных денег? Тем более сейчас, когда идут разговоры о переоцененности значения лунных исследований? Об этом и о многом другом «Поиску» рассказал академик Анатолий Петрукович, директор Института космических исследований (ИКИ) РАН.

Луна интересна как первый шаг в дальний космос — как промежуточная площадка, на которой можно отрабатывать многое, что пригодится в экспедициях к Марсу и другим далеким планетам.

Спутник нашей Земли невероятно интересен тем, что его поверхность, как губка, впитывала в себя следы всего, что происходило в Солнечной системе за последние четыре с лишним миллиарда лет,  с момента ее образования. И изучая Луну — слой за слоем — мы получаем все больше и больше знаний о прошлом.

«Это такая библиотека. Вот прилетаете туда, и вы можете найти какие-то обломки астероидов, комет, которые упали туда миллиарды лет назад. Можете узнать, какой был солнечный ветер миллионы лет и миллиарды лет назад, потому что его следы остались в верхних слоях, в верхних слоях поверхности. Ни на каком другом объекте, планете Солнечной системы (тем более Луна близко), вы такую операцию не провернете», — пояснил Петрукович.

Раньше мы считали, что Луна — это безжизненный шар, выжженный за миллионы лет. Но результаты исследований последних 10-15 лет свидетельствуют: на Луне есть вода. Пусть не столько, сколько на Марсе, но есть.

«Но всё-таки это ледок такой, да, где-то зарытый в реголите, скорей всего. Этот лёд, он туда мог попасть, эти молекулы воды в результате  падения комет вот за эти миллиарды лет. Поэтому мы почти уже точно знаем сейчас, что там есть и признаки, как мы говорим, летучих соединений. Не просто камешки, а именно вода. Это, как мы говорим, жизнь, да, это некая среда. Это с точки зрения химии,  уникальная такая среда», — считает глава ИКИ.

Вода — подходящая среда для протекания химических реакций, в том числе связанных с регенерацией, образованием органики. Огромное количество органики в космосе синтезировано солнечным светом — например, в кометах, где есть такие ледяные образования. И единственное место, где можно  изучить, «пощупать», как это происходило на других  объектах в космосе, — это Луна.

Спускаемый аппарат планируют «прилунить» в полярном районе Луны, где еще никто не садился. Основной задачей миссии будет поиск водяного льда. Это ключевой ресурс для создания обитаемой лунной базы.

«Аппарат туда прилетит, пороется в грунте, произведет какие-то анализы и заберет… пробы грунта, проведет его анализ и таким образом мы подтвердим или опровергнем, что там есть признаки воды», — объяснил Петрукович.

А еще жидкость, если ее найдут, можно использовать для получения топлива. Воду можно разлагать на кислород и водород, используя энергию, выработанную солнечной батареей.

«Так же, как мы водород на Земле сейчас добываем — это зеленая энергетика. Водород — это носитель энергии. Мы его добываем и используем для своих целей. Вот  тем же самым можно заниматься на Луне, когда (если — ред.) есть вода.

Полностью интервью «Поиску» смотрите ЗДЕСЬ