Триумф «Одиссея». Американский космический корабль совершил успешную посадку на Луну впервые за полвека.

Об этом сообщают The New York Times; Space.com.
После неудачи с первой частной миссией на Луну, когда запущенный в начале января зонд Peregrine («Пилигрим») компании Astrobotic вскоре после старта начал терять топливо и выходить из-под контроля, аппарат Nova-C миссии Odysseus («Одиссей») 22 февраля совершил посадку в намеченном месте у лунного Южного полюса.
Свидетельством этому явился сигнал, ожидаемый и полученный инженерами компании Intuitive Machines, которая построила лунный посадочный модуль Nova-C. Аппарат был выведен в космос 15 февраля ракетой Falcon 9 компании SpaсeX.
«Это триумф. “Одиссей” покорил Луну», — сказал администратор NASA Билл Нельсон (Bill Nelson) в видеообращении, которое агентство транслировало сразу после подтверждения успешного приземления. «Этот подвиг — гигантский скачок вперед для всего человечества. Оставайтесь с нами!» — добавил Нельсон. И хотя прибытие посадочного модуля на Луну значительно более скромное достижение, чем миссии Apollo, доставившие астронавтов, которые потом ходили по поверхности Луны, NASA надеется, что оно ознаменует революционную эру перемещений по Солнечной системе, которые будут становиться все более экономичными, отмечает The New York Times.
«NASA пытается сделать разумную вещь, создавая конкурентную экосистему исполнителей для удовлетворения своих потребностей», — считает Карисса Кристенсен (Carissa Christensen), исполнительный директор космической консалтинговой фирмы BryceTech. Intuitive Machines — одна из нескольких маленьких компаний, нанятых NASA для транспортировки приборов, которые будут выполнять зондирование лунной поверхности, прежде чем в конце этого десятилетия туда вернутся астронавты.
За миссию «Одиссей» в рамках своей программы Commercial Lunar Payload Services (CLPS) NASA заплатила компании Intuitive Machines 118 миллионов долларов США.
На борту модуля Nova-C шесть приборов, включая стереокамеру, которая должна была запечатлеть клубы пыли, поднимающиеся с поверхности Луны по мере приближения аппарата, и приемник радиоволн для определения влияния заряженных частиц на радиосигналы.
Есть там также груз от других клиентов, например, камера, созданная студентами Университета аэронавтики Эмбри-Риддл (Embry-Riddle Aeronautical University) в Дейтона-Бич, штат Флорида, и арт-проект Джеффа Кунса (Jeff Koons).
Некоторые части космического корабля были обернуты светоотражающим материалом производства Columbia Sportswear. Место посадки модуля — плато в районе кратера Малаперт А, приблизительно в 300 км к северу от Южного полюса Луны.
Полярные регионы Луны в последние годы очень интересуют исследователей из-за замерзшей воды, спрятанной в тени кратеров.