Гребенчатый мотив. Загадочный узор на стенах патагонской пещеры может быть старейшим образцом наскальной живописи в регионе.

Об этом пишет The New York Times.
В пустыне Патагония, на территории Аргентины, есть труднодоступная пещера, внутри которой сохранились около 900 изображений человеческих фигур и животных, а также абстрактные рисунки.
До недавних пор археологи полагали, что наскальная живопись в этом месте под названием Куэва-Уэнул 1 была создана в течение нескольких последних тысячелетий. Но авторы статьи, опубликованной в журнале Science Advances, утверждают, что один из самых загадочных мотивов на стенах этой пещеры, гребенчатый узор, впервые появился 8200 лет назад, что делает его самым ранним образцом наскальной живописи в одном из последних мест на Земле, куда пришел человек нашего вида.
Пещерные художники продолжали рисовать черным пигментом одну и ту же «гребенку» тысячи лет подряд, причем в то время, когда никакой другой человеческой активности в этом месте фактически не было. До Патагонии, которая охватывает южную оконечность Южной Америки, люди добрались лишь около 12 000 лет назад.
Эти первые поселенцы жили в Куэва-Уэнуле 1 на протяжении нескольких поколений, оставляя следы своего бытования. А затем около 10 000 лет назад из-за климатических изменений регион стал слишком засушливым и практически непригодным для жизни.
По этой же причине из пещеры за последующие тысячелетия исчезли археологические свидетельства: судя по всему, люди покинули ее под давлением изменившихся условий окружающей среды. Но, по словам руководителя исследований Гуадалупе Ромеро Виллануэва (Guadalupe Romero Villanueva), археолога из Аргентинского национального совета по научным и технологическим исследованиям (CONICET), и ее коллег, «гребенчатый узорный мотив перекрывает весь этот долгий период неблагоприятных условий».
Ромеро Виллануэва с соавторами установили возраст гребенчатых рисунков радиоуглеродным методом, а сами черные рисунки нанесены, вероятно, обугленной древесиной, возможно, сожженными ветками кустарника.
Не меньше возраста рисунков ученых поразил промежуток времени, на протяжении которого встречается один и тот же гребенчатый мотив: его в патагонской пещере рисовали в течение 3000 лет. По словам одного из авторов, Рамиро Барберены (Ramiro Barberena) из Католического университета Темуко (Temuco Catholic University) в Чили, это «свидетельствует о неразрывности передачи информации в этих очень небольших и очень мобильных сообществах».
Хотя значение гребенчатого мотива до наших дней не дошло, исследователи предполагают, что он мог способствовать сохранению коллективных воспоминаний и устных традиций народов, переживших тот необычайно жаркий и засушливый период.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев