Поймать неуловимых. В Китае начались испытания миниатюрной версии детектора нейтрино в подземной обсерватории.

Об этом пишет Nature News.
Цзянмэньская подземная нейтринная обсерватория (Jiangmen Underground Neutrino Observatory, JUNO) создается на глубине 700 метров на северо-востоке Китае, в провинции Гуандун.
Физики рассчитывают с помощью ее шарообразного детектора диаметром 35 метров разрешить величайшую загадку современной физики — определить, какой из трех типов нейтрино обладает наибольшей массой. Таким образом, они поймут, что собой представляют трудноуловимые нейтрино и почему они почти лишены массы.
Для этого ученые, объединенные проектом JUNO, который носит международный характер, будут измерять характеристики нейтрино, поступающие в обсерваторию из двух атомных станций, находящихся в 50 км от нее.
Детектор JUNO также будет регистрировать нейтрино из таких источников, как Солнце, атмосфера, взрывающиеся звезды и происходящий в недрах Земли естественный радиоактивный распад.
Если все пойдет по плану, то обсерватория стоимостью 376 миллионов долларов США будет готова к работе в конце этого года, говорит один из руководителей проекта — Екунь Хэн (Yuekun Heng) из Института физики высоких энергий (Institute of High Energy Physics) Китайской академии наук (Chinese Academy of Sciences).
JUNO — первый из нескольких грандиозных новых нейтринных детекторов, создаваемых в настоящее время в мире, который вступает в строй. Два других — в Японии и в США — должны начать собирать данные в 2027-м и 2031 годах.
В начале марта ученые JUNO начали заполнять миниатюрную версию детектора, которая называется OSIRIS, жидким сцинтиллятором — смесью растворителя и органических соединений, светящейся при прохождении через нее нейтрино.
Эта модель позволит проверить чистоту сцинтиллятора, которая критически важна для определения порядка массы частиц. Сцинтиллятор JUNO отличается от регистрирующих нейтрино сред в других создаваемых детекторах.
Японский детектор «Гипер-Камиоканде» (Hyper-Kamiokande) будет использовать очищенную воду, а детектор американского эксперимента DUNE (Deep Underground Neutrino Experiment) — жидкий аргон. Нейтрино в оба этих детектора будут направлены из близлежащих ускорителей частиц, а не из атомных реакторов.
Жидкий сцинтиллятор должен содержать только ничтожные следы урана и тория, радиоактивных элементов, которые маскируют события, связанные с прохождением нейтрино через регистрирующую среду: если их распад случайно совпадет с другими сигналами, результаты эксперимента окажутся искаженными.
Именно на отсутствие этих радиоактивных элементов и проверяют сейчас осциллятор для JUNO. В настоящем детекторе его будет 20 000 тонн.