Расстаются друзья. Большая политика вмешалась в изучение маленьких частиц

На территории ЦЕРН всегда царит многоголосие. И хотя официальный язык Европейской лаборатории ядерных исследований — английский, по-русски здесь говорят уже шесть десятилетий, с тех самых пор, как один из первых российских ученых, физик Игорь Голутвин, был командирован в Женеву из Объединенного института ядерных исследований (ОИЯИ, Дубна). Теперь уже и не спросишь у Игоря Анатольевича (он ушел из жизни полгода назад), главного организатора группы отечественных специалистов, представлявших в ЦЕРН коллаборацию институтов и предприятий RDMS (Russian and Dubna Member States), что он сегодня думает о нынешнем беспрецедентном «разводе» в стане физиков… Но еще недавно он презрительно отвечал: «Это все политика».
Так и есть. Решение руководства ЦЕРН о завершении сотрудничества с российскими институтами было принято два года назад под влиянием известных событий. В декабре 2023-го ЦЕРН подтвердил, что не собирается продлевать соглашения с Россией и Белоруссией, истекающие 30 ноября и 27 июня 2024 года соответственно. А недавнее заявление официального представителя организации Арно Марсолье, датированное 19 марта, лишь констатирует давно определенную ситуацию.
Вклад российских ученых и специалистов в создание главного ускорителя ЦЕРН — Большого адронного коллайдера, на котором было совершено открытие бозона Хиггса, — огромен. Мы неоднократно писали на страницах «Поиска» о продолжительном сотрудничестве ЦЕРН с группой RDMS, насчитывающей около 300 человек, и о том огромном уважении, которое долгие годы демонстрировали руководители Европейской лаборатории к нашим ученым и специалистам.
И было за что! Важнейшие узлы установки CMS (компактный мюонный соленоид) были предложены, сконструированы, изготовлены и привезены в Женеву из России. Затем последовали сборка, наладка, эксплуатация сложнейшего оборудования, за которое группа Голутвина несла «полную ответственность», и везде отечественные специалисты были на высоте.
Последующий апгрейд коллайдера и разработка планов его дальнейшей модернизации на годы вперед, равно как и составление научной программы экспериментов, не обходились без наших ученых и специалистов.
То же самое с обработкой и анализом результатов соударений частиц на Большом адронном коллайдере. До сегодняшнего дня в нескольких научных центрах России установлены важнейшие элементы гигантской компьютерной сети, обрабатывающей данные с ускорителя.
Российские специалисты и здесь сказали свое слово: создали алгоритмы, позволяющие распознать следы новых частиц, а возможно, и новой физики в потоке рутинных событий. Все они, как это принято в ЦЕРН, являются соавторами многих открытий, в том числе главного — открытия бозона Хиггса.
Много ли теряет Россия от «развода» с ЦЕРН? Конечно, много. Ученые, которые положили годы на поиск следов новой физики, окажутся отрезанными от главного инструмента для его проведения.
Много ли потеряет ЦЕРН? Без сомнения. Столь квалифицированных, знающих малейшие особенности БАК специалистов, как коллектив из России, так просто не найдешь.
Что касается сотрудничества ЦЕРН с Объединенным институтом ядерных исследований, здесь, будем надеяться, возможны варианты.
22 марта Совет ЦЕРН отложил до июня голосование по вопросу о продлении договора с ОИЯИ как с международной организацией.
Может, одумаются?