Дорогами Вселенной. В 2023 году космические миссии изучали Луну, астероиды и другие объекты

Одним из наиболее значимых и запомнившихся космических событий уходящего года стала первая успешная посадка аппарата-исследователя на лунную поверхность у Южного полюса, сообщает Science News. В августе ее совершил индийский посадочный модуль «Викрам» (Vikram) в составе индийской миссии «Чандраян-3» (Chandrayaan-3). Посадочный аппарат вместе с луноходом «Прагъян» (Pragyan) собрали данные о температуре и химическом составе поверхности Луны в зоне их досягаемости.

Эти данные могут пригодиться другим космическим агентствам, в частности NASA, которое намерено отправить к Южному полюсу Луны астронавтов.

Южный полюс Луны привлекает внимание ученых наличием водяного льда в теневых кратерах. В апреле состоялся запуск миссии Европейского космического агентства (European Space Agency) JUICE (The Jupiter Icy Moons Explorer), автоматического исследователя ледяных спутников Юпитера.

О достижениях JUICE пока сказать нечего, потому что путь этой миссии к цели займет восемь лет. Зато, добравшись до Юпитера и окрестностей, космический аппарат начнет облет трех его массивных спутников — Каллисто, Европы и Ганимеда — пока не встанет на орбиту у Ганимеда. Предполагается, что под ледяной корой этих спутников есть жидкие океаны, JUICE может оценить вероятность присутствия в них каких-либо форм жизни.

1 июля Европейское космическое агентство запустило космический телескоп «Эвклид» (Euclid space telescope), который будет обращаться вокруг Солнца в течение шести лет.

Снимки, сделанные этой обсерваторией, лягут в основу трехмерной карты Вселенной. В сентябре доставкой на Землю капсулы с образцами вещества астероида Бенну завершилась миссия NASA OSIRIS-Rex.
Вскрытие капсулы показало обилие богатого углеродом вещества и содержащих воду глинистых минералов, но это, по словам ученых, «только вершина космического айсберга», исследование образцов астероида Бенну будет длиться годы.

Обновленная версия миссии под названием OSIRIS-APEX сейчас направляется к астероиду Апофис (Apophis), его она должна достичь в 2029 году. В том же году металлического астероида Психея (Psyche) достигнет одноименный зонд NASA, запущенный в октябре этого года.

И, наконец, после двухлетнего космического путешествия свой первый облет астероида совершила еще одна миссия NASA, автоматическая межпланетная станция «Люси» (Lucy). За десять лет она должна сблизиться с 10 астероидами, которые движутся вокруг Солнца вместе с Юпитером.

Сближение «Люси» со своей первой целью принесло открытие: оказалось, что вокруг недавно выявленного астероида Динкинеш вращается еще один, поменьше.