«Чжужун» выходит на дистанцию.  Китайский марсоход совершил посадку на Красной планете

Первый китайский марсианский ровер съехал со своей посадочной платформы спустя 10 месяцев после того, как доставивший его аппарат «Тяньвэнь-1» покинул Землю. В настоящее время он перемещается по поверхности Красной планеты, сообщило Китайское национальное космическое управление. Аппарат работает на солнечных батареях.

Посадка марсохода — технически более сложная задача, чем посадка лунохода, и это — первый опыт Китая, который стал второй страной после США, осуществившей подобное. Миссия аппарата «Чжужун», названного в честь божества огня в китайской мифологии, рассчитана на 90 дней, и она заключается в поисках признаков какой бы то ни было жизни. У Китая амбициозные космические планы, включающие запуск пилотируемой орбитальной станции и высадку человека на Луну. В 2019 году КНР стала первой страной, посадившей зонд на малоизученной обратной стороне Луны, и в декабре впервые с 1970-х на Землю были доставлены образцы лунного грунта, напоминает Associated Press. Издание Nature News в связи с успешным началом миссии китайского марсохода посвятило отдельную публикацию геологическим особенностям выбранного места посадки. Местами, заслуживающими остановки на маршруте ровера «Чжужун», ученые считают древние грязевые вулканы, ударные кратеры, участки с подповерхностным льдом и песчаные дюны.

Предполагаемым местом посадки «Чжужуна» был обширный ударный кратер под названием равнина Утопия. Его диаметр больше трех тысяч километров, а потому интересные для исследователей области представлялись только в общих чертах. Никаких изображений поверхности марсоход пока не передал, однако радиосигналы, отправленные после того, как он развернул свои солнечные панели, свидетельствует о том, что аппарат достиг западного края равнины в 1800 км к северо-востоку от ровера NASA Perseverance, совершившего посадку в феврале. Более точные координаты появятся после наблюдений с орбиты.

По словам Юйянь Чжао из Института геохимии Китайской академии наук, приоритетом в исследованиях аппарата «Чжужун» будет состав осадочных пород, анализ которых может показать, что они изменялись от взаимодействия с водой, а это, в свою очередь, предполагает имевшее место в прошлом подтопление местности. Хотя, по мнению планетолога из Гонконгского университета Джозефа Михальски, более поздние геологические процессы, скорее всего, скрыли свидетельства древних водных массивов.