Чтобы видели. Оптогенетика способна восстановить зрение у слепых

Мужчина с пигментной дегенерацией сетчатки, редким врожденным заболеванием, которое приводит к полной слепоте, начал с помощью специальных очков распознавать и размещать на столе объекты. Это произошло после того, как он приобрел ген светочувствительного белка водорослей, сообщает издание The Scientist. Испытуемый не видит цвета и не различает лица или буквы. Тем не менее, если это лечение поможет другим участникам исследования, оно станет предпочтительнее прочих вспомогательных методов частичного восстановления зрения у слепых.

Для нейробиологов полученный сейчас результат знаменует важный этап: первую публикацию об использовании относительно новой технологии, которая называется оптогенетика, для лечения заболеваний у людей. Статья появилась в журнале Nature Medicine, ее авторы — международная группа ученых. Оптогенетика контролирует активность нейронов, используя световые импульсы. Исследователи вносят в живую нервную клетку ген светочувствительного белка опсина из водорослей или бактерий и затем посылают на нее световой импульс, который вызывает изменение формы опсина, и это переключает активность нейрона: либо включает его, либо выключает. До сих пор оптогенетика использовалась в основном в качестве инструмента для изучения нейронных связей в головном мозге животных.

«Глаз — простейшее место» для начала испытаний, потому что он невелик и легко доступен, цитирует соруководителя исследования Ботонда Роску из Базельского университета Sciencemag.org. Пигментная дегенерация сетчатки связана с потерей светочувствительных клеток, использующих человеческий белок опсин для преобразования света в электрические сигналы, передаваемые головному мозгу. Но у таких больных сохранились ганглионарные клетки, которые направляют эти сигналы по зрительному нерву. Это означает, что им можно вернуть зрение, снабжая клетки сетчатки опсином иного происхождения.

Первый доброволец, согласившийся испытать оптогенетику на себе, — 58-летний француз, ослепший 40 лет назад. В начале эксперимента он чувствовал свет, но не различал формы объектов. В его наиболее пострадавший глаз ввели аденоассоциированный вирус с геном опсина из водорослей. Спустя несколько месяцев в ганглионарных клетках пациента стал вырабатываться новый белок, и мужчину начали тренировать с использованием специальных окуляров, которые усиливают свет, исходящий от изображения, и фокусируют его на сетчатке в определенном волновом диапазоне, улавливающимся опсином. За несколько месяцев человек приобрел способность видеть в окулярах белые полосы на пешеходной зебре.