Суровый город. Филологи ЧелГУ посмотрели на Челябинск глазами его обитателей

Восприятие мегаполиса его жителями — интересная тема для исследования, выводы которого могут быть использованы в том числе и для решения проблем социокультурной адаптации при внедрении в школьную образовательную систему. Знакомство со знаковыми местами, людьми, знание исторических фактов и уникальных особенностей города и области могут положительно влиять и на формирование подрастающего поколения.

Филологи Челябинского государственного университета проанализировали ассоциативные ответы челябинцев и гостей города, опросив их. Заведующего кафедрой теоретического и прикладного языкознания историко-филологического факультета, доцента Андрея Селютина и профессора кафедры восточных и романо-германских языков факультета Евразии и Востока Анну Таскаеву интересовало, как жители мегаполиса воспринимают Челябинск в целом, его объекты, среду, знаковые места, известных личностей.

В апреле — мае 2022 года был проведен опрос среди жителей и гостей Челябинска, касающийся стереотипов восприятия города, городской среды, особых запоминающихся элементов. Всего в исследовании приняли участие 83 респондента. Для всех из них русский язык был родным. Также в качестве языка, которым владеют с детства, выбирали татарский (4), башкирский (2), белорусский (1), чувашский (1).

При анализе был использован метод незаконченных предложений, не учитывались служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия. В целом ученые предполагали получить набор устойчивых, узнаваемых стереотипов, имеющих отношение к данной локации.

«Этот опрос мы с Анной Вячеславовной проводили полтора года назад, — пояснил Андрей Селютин. — Результаты были ожидаемы — в основном у жителей негативные реакции на Челябинск ассоциируются с экологическими проблемами. Но все равно наш город — очень личное место, связанное с семьей. Здесь все мы прожили долгое время, влюблялись, женились, заводили друзей… Мне кажется, что за это время в Челябинске произошли изменения в лучшую сторону. Например, я как житель сам почувствовал заботу и желание сделать город лучше, красивее, удобнее для жизни. Возможно, если бы мы сейчас проводили такой опрос, результаты были бы несколько иными».

Заполняя опросные листы, челябинцы сами предложили различные ассоциации с именем города: завод(-ы), город, дом, Урал, метеорит, танк, трактор, суровый, большой, верблюд, грязь, университет, Танкоград, дороги и др. Ответы респондентов подчеркивали устоявшийся образ Челябинска как промышленного города, в котором много заводов, загрязняющих окружающую среду и оказывающих негативное влияние на экологическую ситуацию в городе.

Так, реакция «трактор» была связана с Челябинским тракторным заводом (ЧТЗ), а также с одноименным хоккейным клубом, известным за пределами Челябинска. Реакция «суровый» подтвердила стереотипизированное представление о суровости Челябинска и его жителей, которое сложилось в сознании жителей других регионов РФ благодаря серии ярких сюжетов сатирическо-юмористической телепередачи «Наша Russia». В юмористических высказываниях про суровый Челябинск прослеживались обобщение и гиперболизация характерных для жителей Челябинского региона черт.

Появились и новые ассоциации, связанные с недавним событием — падением метеорита в 2013 году. Челябинский метеорит стал неофициальным брендом города благодаря усилиям ученых, политиков и широкой общественности, которым удалось реализовать воспоминания о болиде в виде материальных вещей: коллективной монографии «Челябинский суперболид», самого большого куска Челябинского метеорита, выставленного на экспозицию в государственном историческом музее Южного Урала, почтовой карточки с метеоритом, ежегодных мероприятий, приуроченных ко дню падения метеорита и др.

Устойчивые стереотипы, связанные с Челябинском, вынесли на первый план насущные проблемы горожан — экологические, и это было предсказуемо. Часто фигурировали в ответах респондентов слова «выбросы», «неблагополучные районы», «грязно». В то же время ученые ЧелГУ выявили устоявшийся образ Челябинска как промышленного города, заводы которого, хотя и загрязняют окружающую среду, но вызывают гордость.

Реагируя на стимул «лучше всего в Челябинске», опрашиваемые давали наряду с мрачными ответами («не жить»), вполне оптимистичные — «летом», «гулять в парке Гагарина», «работать», «набережная», «бор», «центр»…

Стимул «я люблю Челябинск за то, что…» должен был, по замыслу филологов ЧелГУ, выявить все самое лучшее в промышленном городе. Однако исследование показало, что положительное эмоциональное восприятие Челябинска связано с базовыми понятиями — «я», «семья», «друзья», «родина», которые непосредственно к городу не имеют отношения. Челябинцы любят свой город просто за то, что это их малая родина, где живет семья, где есть уютные места, где они учатся и работают, встречаются с друзьями.

Спросили филологи ЧелГУ горожан и о самых известных личностях, вызывающих ассоциации с Челябинском. Ими оказались автор-исполнитель Олег Митяев, актер, квнщик Стас Ярушин, бывший губернатор и почетный гражданин города Петр Сумин. В этом списке оказался и действующий губернатор области Алексей Текслер.

Опрос показал, что самые узнаваемые достопримечательности — культурные, спортивные точки на карте Челябинска: Государственный исторический музей Южного Урала, Челябинский государственный академический театр оперы и балета им. М.И.Глинки, Центральный парк культуры и отдыха им. Ю.А.Гагарина, Челябинский государственный академический театр им. Наума Орлова, ресторан «Уральские пельмени», памятник В.И.Ленину, памятник И.В.Курчатову, Центральный стадион, стадион им. Е.Елесиной, стадион «Локомотив». В этот список попали и две школы — языковая гимназия №1 и физико-математический лицей №31, а еще два вуза — Южно-Уральский государственный университет и Челябинский государственный университет. Две самые популярные улицы Челябинска — проспект им. Ленина и пешеходная Кировка.
Несмотря на общую контрастность восприятия и безусловные достоинства и преимущества города и региона в целом, авторы исследования вынуждены констатировать, «что в языковом сознании жителей Челябинска преобладают негативные ассоциации, связанные с неблагоприятной экологической обстановкой». При этом моменты гордости за родной край с его богатейшей историей, огромным промышленным потенциалом, сильным уральским характером челябинцев и, наконец, великолепной природой с ее чистейшими озерами, реками, горами, заповедниками и природными парками у людей тоже есть.

По мнению исследователей, полученный материал показывает сложное, контрастное отношение к городу, связанное в первую очередь с тем, что нынешние поколения не воспринимают Челябинск как город трудовой доблести и славы, как один из ключевых элементов опорного края державы, но отмечают серьезные экологические проблемы и внешнюю неблагополучную для жизни человека среду (две стороны одной медали). Результаты могут лечь в основу выделения специфических уникальных региональных лексических компонентов, ассоциирующихся с Челябинском и шире — с Челябинской областью, которые могут содействовать формированию позитивного образа данной локации.

Наталья ЧАНОВА

Нет комментариев