Поднявшие перчатку. Как лисы прошли эволюцию быстрее собак

Кличку свою лисенок Павлик получил с легкой руки журналистов. Вообще-то, лисят-подростков на звероферме Федерального исследовательского центра «Институт цитологии и генетики СО РАН» зовут по именам родителей либо попросту «дочки» и «сыночки». Однако коллеги с телевидения уж очень просили дать имя самому шустрому и дружелюбному зверьку.

Повторить путь эволюции, спрессовав века в десятилетия научного эксперимента по одомашниванию (доместикации) диких лисиц, директор Института цитологии и генетики академик Дмитрий Беляев решился в 1959 году. Дмитрий Беляев тестировал гипотезу, что отбор по поведению — ключевой пусковой механизм взрывного разнообразия домашних животных. Выбор лисы в качестве объекта исследований объяснялся просто. Во-первых, она — близкий родственник собаки. Во-вторых, на зверофермах СССР в те годы разводили преимущественно черно-бурых лисиц, и среди их большого количества находились те, которые нетипично реагировали на людей. Ученые проводили знаменитый тест «на перчатку»: ее, сняв с руки, бросали в клетку лисам. Одни зверьки начинали играть с предметом гардероба, другие от него отпрыгивали. Поднявших перчатку и отбирали для участия в эксперименте. А он проводился следующим образом: дружелюбных к людям особей скрещивали между собой, а агрессивных — с агрессивными, затем среди выводка отбирали наиболее «добрых» и «злых» лисят, и все повторялось на протяжении нескольких десятков поколений. Если верить последним научным данным, доместикация собаки заняла около 15 тысяч лет. Лису же удалось одомашнить чуть более чем за полвека. В свое время газета The New York Times назвала эту работу наиболее выдающимся эволюционным экспериментом XX века.

Что интересно, одомашненные лисы стали походить на собак и по внешним признакам: у кого-то хвост загнулся калачиком, повисли уши, появилась выступающая нижняя челюсть, как у бульдога. Тогда стало ясно, что поведение и морфология взаимосвязаны. Сегодня на экспериментальной базе, в Центре коллективного пользования генофонда пушных и сельскохозяйственных животных ФИЦ «ИЦиГ СО РАН», а попросту на звероферме, содержится экспериментальная популяция ручных и агрессивных лисиц, которых более 60 лет отбирали по их отношению к человеку. Свыше 500 взрослых лисиц живут в шедах — специальных навесах с клетками. В одном отсеке обитают агрессивные особи. Что интересно, они человека не боятся, а пытаются напасть на него. В другом ряду живут дикие лисы, они при приближении людей шарахаются в глубь клетки. Отдельно поселили третьих — тех, чье поведение уже напоминает собачье. Среди них встречаются особо ласковые особи: их даже можно взять на руки и погладить, а еще они любят играть со шнурками и грызть ботинки. Животных отбирают по определенному поведению, но важен также и репродуктивный признак: если лиса плохо ухаживает за потомством или даже съедает его, то ее исключают из программы размножения. Сотрудники ИЦИГ СО РАН подчеркивают, что называть лисиц «ручными» не совсем верно. Приручить можно тигра в зоопарке, доместикация же подразумевает изменение не конкретного животного, а целой популяции.

— Весь мир знает беляевских лис, — рассказывает старший научный сотрудник лаборатории эволюционной генетики ФИЦ ИЦиГ СО РАН кандидат биологических наук Анастасия Харламова. — В течение очень короткого по эволюционным меркам срока были созданы две совершенно различные по поведению популяции лисиц — дружелюбные, которые, подобно собакам, активно ищут контакта с человеком, и агрессивные. Эксперименты продолжаются. На каждом этапе отбора исследователи ставят определенные задачи. Как раз сегодня мы завершили эксперимент по изучению окситоциновой системы доместицированных лис в рамках проекта Российского научного фонда. Одна из важных функций окситоцина — улучшение социального взаимодействия, также он участвует в формировании дружелюбного поведения. Однако имеющаяся информация про работу окситоциновой системы неоднозначна, поэтому и потребовались дальнейшие эксперименты. Чтобы изучить реакцию лисиц на окситоцин, нужно было поместить их в соответствующие условия. Исследовать животное, которое испытывает стресс, бесполезно. Наши лисы выросли в привычной и комфортной для них обстановке на звероферме, мы протестировали их поведение, взяли кровь, чтобы определить базальную концентрацию гормона стресса и окситоцина. И воздействовали на них дополнительным окситоциновым спреем — зверькам опрыскивали нос. Затем приходил ученый, который по 20 минут в день на протяжении трех месяцев взаимодействовал с каждой лисой, чтобы животные были не просто одомашнены, но еще и приручены. Таким образом, мы знаем, какое поведение было у лис без воздействия окситоцина, какой уровень гормона имелся до этого, поэтому можем посмотреть, как обработка спреем повлияла на поведение и организм в целом. Реакцию лис фиксировали видеокамеры, и нам еще предстоит обработать данные. Подобный эксперимент мы проводим и с крысами, там уже известны результаты: при воздействии внешним окситоцином агрессивное поведение снижается, однако дружелюбие не возрастает. Лиса как модель представляет большой интерес, тем более что мы знаем: годы доместикации оставили след на генетической системе зверей — в геноме изменились участки, отвечающие за формирование дружелюбного или агрессивного поведения.

Надо отметить, что мы недалеко ушли от животных: механизмы, которые регулируют поведение у человека, очень близки к лисьим. Поэтому окситоциновый спрей теоретически может быть использован для снижения агрессии, например, у подростков. Пару лет назад на беляевских лисах проводился другой эксперимент: им нужно было удерживать внимание на определенной вещи, и чем дольше животное могло это делать, тем больше лакомств получало. Так выясняли способность к концентрации внимания, а это главный измеряемый критерий обучаемости. На вопрос, какая группа лис справилась с заданием лучше всего, обычно отвечают: доместицированные. Действительно, они выполняли задачу хорошо, но в то же время легко отвлекались — были уверены, что их в любом случае покормят. Агрессивные особи справиться с задачей не могли в принципе: они метались по клетке, не понимали, чего от них хотят. А лучше всех выполнили задание контрольные экземпляры — обычные дикие лисы, живущие в неволе. Фактор мотивации сыграл решающую роль. Дело в том, что в природе внимание — это залог выживания. Ученые ИЦиГ СО РАН считают, что в перспективе на основе изучения поведения лис можно разработать новые методики обучения или создать лекарства по коррекции поведения, не оказывающие негативного влияния на организм человека.