Урок впрок?

Вузы извлекают пользу из опыта пандемии

Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) завершается. На очередном семинаре-конференции «Чему и как учить в 2020 году» представители вузов-участников и спикеры не только оценивали результаты этой программы, но и говорили о том, что из достигнутого помогло адаптироваться к условиям пандемии и какие решения пригодятся в недалеком и отдаленном будущем. По словам директора Института общественных стратегий Московской школы управления «Сколково» Андрея Волкова, Проект 5-100 стал одним из ключевых мероприятий, изменивших ландшафт российского высшего образования в последние 15 лет. Спикер выразил надежду на то, что и продолжающая его Программа стратегического академического лидерства (ПСАЛ) станет не менее продуктивной.
Все полезные наработки вузов-участников, как заверила директор Департамента проектной деятельности Минобрнауки Елена Колесникова, будут учтены в ПСАЛ. Она особо отметила вклад охваченных Проектом 5-100 университетов в развитие вузовской науки, наукометрии, патентной активности. Новая программа, по мнению спикера, создаст «пул вузов-лидеров разного уровня», которые будут транслировать свой опыт вовне и «инициировать качественные изменения в системе».
В числе неизбежных ключевых перемен А.Волков назвал усиление интеграции вузов с научным и реальным секторами, то есть, согласно мировой тенденции, превращение их в университеты «2.0» и «3.0». И тут не обойтись без самостоятельного стратегического мышления и перспективного видения ситуации на рынке труда. Такая траектория развития, по мнению спикера, не оставит шанса той модели, по которой вузы формировались с 1930-х годов. Процесс этот будет небыстрым и непростым, поскольку построение исследовательского (2.0) или инновационного (3.0) университета ставит вопросы, ответы на которые далеко не всегда есть в действующих федеральных государственных образовательных стандартах.
Участники конференции были единодушны в том, что наиболее конкурентными в этих условиях будут мощные научно-образовательные структуры — мегауниверситеты, способные развить все востребованные форматы обучения, реализовать программы разных уровней образования и успешно справляться со всеми тремя университетскими миссиями. Для небольших или отраслевых вузов, как считают некоторые эксперты, также есть реалистичная модель выживания. Она основана на сетевом обмене компетенциями и реализации соответствующих междисциплинарных программ.
Какой бы разносторонней и многоуровневой ни была деятельность университета, его конкурентоспособность всегда будет зависеть от содержания обучения. Образовательные программы должны сохранять актуальность и отвечать запросам современных студентов. На этом акцентировал внимание коллег ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. В то же время директор Школы перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета Андрей Щербенок усомнился в том, что те из учащихся вузов, кто имеют реальное представление о нужном им образовании, составляют большинство. Многие из заинтересованных в учебе студентов, по его словам, «в первую очередь ценят в университетах психологически комфортную среду» и не задаются вопросами о том, что им нужно освоить и для чего. Задача вуза — сформировать у них такое понимание.
Экстремальные условия перехода к удаленному обучению показали, какие особенности организации образовательного процесса в университетах облегчали и ускоряли этот процесс, а какие, наоборот, затрудняли. Сегодня в вузах не только выявляют слабые места (в том числе благодаря студенческим запросам), но и стараются обеспечить наличие под рукой тех или иных инструментов на случай повторения ситуации. Прежде всего, цифровых. Между тем, по данным экспертов, до пандемии только 40% российских университетов имели лицензии на программные средства для организации онлайн-семинаров и вебинаров, а на момент начала этого года порядка 60% преподавателей университетов никогда в них не участвовали.
Как показала практика, проще и с наименьшей потерей качества удается перейти в режим онлайн тем вузам, которые имеют возможности для быстрой оцифровки образовательного контента, наладки внутренней и внешней связи, перераспределения ресурсов между разными порталами во избежание резкого увеличения нагрузки. Большое подспорье для дистанционного обучения студентов профессиональным навыком — наличие виртуальных лабораторий и тренажеров. Эксперты отмечали, что легче всего переход на «цифру» получился там, где дисциплины уже преподавались в смешанном формате, количество собственных массовых образовательных онлайн-курсов измеряется десятками, а информационные системы организованы на должном уровне. Например, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого для организации дистанционного обучения задействовал порталы 11 своих институтов. Для некоторых курсов и защиты выпускных квалификационных работ были созданы отдельные порталы. В Уральском федеральном университете имени первого Президента России Б.Н.Ельцина (УрФУ) удалось перевести в цифровой формат весь контент, а в онлайн-режим — 83% запланированных занятий, виртуальная посещаемость которых достигла высоких 77%. Как сообщила заместитель проректора по образовательным технологиям УрФУ Виола Ларионова, все ошибки и неиспользованные возможности были учтены при подготовке к осенней сессии. Установив, например, что студенты нередко путались в системах, предназначенных для освоения разных предметов, в УрФУ решили выбрать одну в качестве точки входа, подключить к этой системе сайты внутренней и внешней платформ, предоставив пользователям вариативный контент, а также возможности для коммуникаций, обмена файлами, тестирования и ликвидации академической задолженности.
Эксперты также отметили насущную потребность в автоматизации преподавательской отчетности, унификации процессов организации дистанционного обучения, выделении дополнительных средств на внедрение прокторинга (дистанционного контроля за экзаменами), обеспечении необходимыми сервисами всех участников образовательного процесса, а преподавателей — методической поддержкой.
Смешанный формат обучения в вузах уверенно приходит на смену традиционному, и задача по повышению качества его онлайн-составляющей стала неотложной. Отечественный потенциал в этой области обнадеживает. Россия сегодня занимает высокие позиции в глобальном индексе основных навыков в бизнесе, технологиях и науке о данных. Его результаты представил на конференции директор Coursera по российским партнерствам Георгий Никачев. Эксперты платформы на основе данных об успеваемости 65 миллионов учащихся из 60 стран за последние 12 месяцев оценили уровни владения упомянутыми навыками по 10 отраслям и 11 областям обучения. Россияне входят в ТОП-10 по бизнес-компетенциям и абсолютно лидируют и в освоении технологий и навыков, связанных с Data Science.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Фото: vk.com

Нет комментариев