Подножка подделкам

Подлинность картин подтвердит инфракрасная спектроскопия

Ученые Национального исследовательского университета ИТМО проверили с помощью инфракрасной спектроскопии подлинность старинной картины.
Традиционные технологии изучения живописи — рентгенография и УФ-люминесценция — не могут решить все задачи, которые стоят перед исследователями искусства. Они дают возможность оценить полотно лишь визуально. Ученые лаборатории изучения культурного наследия факультета фотоники ИТМО опробовали методику, которая позволяет менее чем за полминуты установить химический состав полотна, определив эпоху, в которую был нанесен тот или иной красочный слой. Это решение помогает косвенно оценить, например, концентрацию красящего пигмента и степень полимеризации (высыхания) масла. В основе методики — инфракрасная спектроскопия.
Для эксперимента физики использовали прижизненную копию картины XIX века Ивана Айвазовского «Вид с высоты птичьего полета на Принцевы острова близ Константинополя в Мраморном море», написанную неизвестным автором. Они сделали из ее фрагмента тест-объект, нанесли рисунки поверх живописи и на обратной стороне холста, чтобы увидеть разницу между слоями разных времен. Затем с каждого элемента полотна (грунт, красочные слои, холст) взяли пробы и облучили их инфракрасными волнами. В результате были получены спектры поглощения, с помощью которых можно оценить концентрацию пигментов и связующих веществ на холсте.
«Экспертиза на молекулярном уровне дает намного больше информации, чем традиционный визуальный анализ, — объясняет автор работы, аспирант факультета фотоники ИТМО, специалист по техническим исследованиям Государственного Русского музея Иван Андреев. — Мы обнаружили, что степень полимеризации масла отличается в разных красочных слоях картины, это позволило соотнести каждый слой с эпохой, когда он был нанесен: XIX и XXI век соответственно. Наше решение упростит процесс выявления подделок живописи и анализ эталонных картин».
По словам научного сотрудника мобильной лаборатории изучения культурного наследия ИТМО Александры Смолянской, комплексный анализ позволяет не только выяснить, оригинально ли полотно, но и понять манеру, любимые приемы художника, определить фактуру и материалы, которые он использовал.
Ученые планируют совершенствовать методику и по возможности внедрить ее в музейную практику.

Пресс-служба ИТМО