Менделеев – разоблачитель «духов»

2 апреля 1876 года, 148 лет назад были подведены итоги работы «Комиссии по изучению медиумических явлений», сформированной по предложению выдающегося русского ученого, автора периодической системы элементов Дмитрия Ивановича Менделеева. Это событие стало ключевым в борьбе с распространением спиритизма, практики, которая завоевала популярность в среде как американского, так и европейского общества второй половины XIX века, позднее дойдя и до Российской империи.

Это уникальное объединение ученых было создано в 1875 году, на фоне всевозможных экспериментов со «столоверчением», «животным магнетизмом» и материализацией, мода на которые охватила всю Россию. Основной целью комиссии, как отмечал Менделеев в своем труде «Материалы для суждения о спиритизме», было противодействие распространению мистицизма, «чтобы удостовериться компетентным образом в существовании спиритических явлений, чтобы удовлетворить склонности к пытливости, чтобы снять, наконец, с ученых упрек индифферентизма, который дает спиритам многих адептов».

Комиссия состояла из 15 представителей научного сообщества, в основном физиков. Среди сторонников спиритизма в объединении состояли: публицист и переводчик Александр Николаевич Аксаков, выдающийся химик Александр Михайлович Бутлеров и зоолог, создатель биологической станции на Соловках Николай Петрович Вагнер. Аксаков на собственные средства организовал приезд в Петербург британских медиумов – братьев Петти и госпожу Клайер. Однако результаты исследований вскоре доказали, что представленные ими явления не имеют под собой научной основы и являются не более чем хитроумной мистификацией.

Эксперименты, призванные зафиксировать явление «духов», не увенчались успехом: специально сконструированные для столоверчения столы потусторонние силы так и не смогли поднять, а эктоплазма, полученная от братьев Петти, оказалась ничем иным, как слюной. «Спиритические фотографии», якобы фиксирующие присутствие «духов», ученые объяснили как результат долгой выдержки и возможного захвата случайных лиц или предыдущих силуэтов, оставшихся на линзах. Кроме того, приглашенные «медиумы» отказались демонстрировать свои навыки при использовании измерительных приборов.

Поддержку в деле разоблачения шарлатанства высказал и Гарри Гудини, великий иллюзионист, специально прибывший для этого в Россию. Он представил 17 хитроумных трюков, которые медиумы использовали для имитации «медиумических звуков».

Исследование, сопровождающееся постоянными дебатами и скандалами, завершилось в 1876 году, когда был сделан вывод: «Спиритические явления происходят от бессознательных движений или сознательного обмана, а спиритическое учение есть суеверие». Эти выводы вызвали резкую критику со стороны сторонников спиритизма, которые обвинили комиссию в предвзятости.

Члены комиссии, ученые Александр Бутлеров и Александр Аксаков остались верны приверженности идеям спиритизма. Полемизируя с Менделеевым, Аксаков в 1889 году опубликовал «Сборник статей о медиумизме».

Несмотря на все усилия комиссии, интерес к спиритизму вновь возрос в начале XX века. В 1906 году даже состоялся первый Всероссийский съезд спиритуалистов, завершившийся публикацией множества псевдонаучных материалов по данной тематике.

Исследователи отмечают, что литературное отражение моды на спиритизм нашло свое воплощение в повести Алексея Толстого «Граф Калиостро», где главный герой – мастер обмана и мошенничества, использующий любопытство и наивность аристократии для собственных целей. Это произведение, наряду с другими литературными произведениями, подчеркивает заблуждения общества того времени, увлеченного мистицизмом и стремящегося к поиску неизведанного.

К началу 1930-х годов, благодаря целому ряду разоблачений, выполняемых профессиональными иллюзионистами, интерес к спиритизму пошел на спад, оставив после себя уникальную историю взаимодействия науки и мистицизма, попытку понять и, возможно, обуздать непознанное.

Следует отметить вклад Дмитрия Менделеева не только в науку о элементах, но и в борьбу с массовыми заблуждениями того времени. Его стремление проливать свет на истину во многом предопределило путь развития научного сообщества и общественного сознания, доказывая, что критическое мышление и научный подход имеют решающее значение в понимании мира вокруг нас.

 

Нет комментариев