Восставший из пепла: 276 лет с начала раскопок Помпей

В I веке нашей эры извержение вулкана Везувий разрушило Помпеи. Больше полутора тысяч лет руины древнего города дремали под слоем пепла и земли, пока ровно 276 лет назад, 1 апреля 1748 года, по инициативе неаполитанских властей, впервые начались работы, которые привели к неожиданному результату. Раскопки Помпей не только открыли многие памятники древнеримского искусства и архитектуры, но и заложили основы археологической науки.  

История открытия Помпей поистине не менее увлекательна, чем история самого древнего города. Раскопки, продлившиеся несколько веков, заложили начало методов описания и реконструкции прошлого не только в археологии, но также и в филологии, истории античности и истории искусства. Открытия, совершенные в ходе раскопок, служили источником вдохновения для художников, архитекторов, поэтов, писателей и киноделов. Едва ли во времена своего расцвета Помпеи и Геркуланум отличались среди городов Римской империи таким огромным влиянием, какое они произвели на европейскую культуру за последние столетия.

Как всё начиналось

Всё началось в конце XVI века, когда известный итальянский архитектор Доменико Фонтана работал над строительством канала, который должен был соединить реку Сарно и город Торре-Аннунциато в окрестностях Неаполя. Прорывая тоннель, Фонтана обнаружил некий древний город, с его застройками и настенными росписями. Однако это открытие не сподвигло итальянцев на дальнейшие исследования.

Столетие спустя история нашла продолжение. На этот раз действующими лицами стали германцы: один вельможа, находившийся в услужении Карла VI, императора Священной Римской империи, начал раскопки в окрестностях Неаполя, надеясь обнаружить красивые статуи, которыми он хотел обставить свое поместье. Поиски Эммануэля Мориса Лотарингского, герцога д’Эльбефа – именно так звали вельможу – увенчались успехом: он обнаружил множество мраморных бюстов и статуй. Как выяснится позднее, эти скульптуры некогда украшали архитектурный ансамбль геркуланумского театра.

Дворец для Карла Бурбона

Через несколько десятилетий неаполитанский король Карл Бурбон пожелал построить себе летний дворец в городке Портичи, к северо-востоку от Неаполя – как раз у подножия Везувия. Слухи об удаче герцога д’Эльбефа не прошли мимо ушей Карла Бурбона: он тоже надеялся найти здесь произведения античных мастеров, которые станут интерьерной изюминкой его нового дворца. Для этой цели он приказал изучить местность, и ответственным за это дело стал Роке Хоакин де Алькубьерре – военный инженер испанского происхождения.

Работы, начавшиеся в октябре 1738 года, привели к удивительным находкам: были обнаружены останки древней базилики с росписями, иллюстрирующими сцены из античной мифологии, две конные статуи, роскошная вилла с библиотекой из древних папирусных свитков.

Тогда Алькубьерре решает подключить к работам швейцарского офицера Карла Якоба Вебера, надеясь на его познания в древних языках, архитектуре, инженерном и военном деле. Алькубьерре не прогадал: Вебер проявил все качества, которые, как мы теперь знаем, необходимы настоящему археологу. Он успешно руководил большой группой людей, регистрировал все важные находки, составлял довольно точные схемы архитектурных сооружений, и главное — умел определять контекст всякой найденной вещи, угадывая ее назначение и вкладывавшийся в нее смысл.

Неожиданное открытие

Наконец, 1 апреля 1748 года – ровно 276 лет назад – команда Алькубьерре принялась за раскопки в местности, где, как они предполагали, некогда находился древнеиталийский город Стабии. Вскоре после начала работ Алькубьерре оставляет заметку в своем дневнике: «Этим утром рабочие обнаружили в земле и пепле скелет вместе с восемнадцатью бронзовыми и одной серебряной монетой». Вскоре найдут множество других останков – все эти люди стали жертвами извержения Везувия в 79 году н.э.

Между тем, продолжив копать, Алькубьерре находил статуи, росписи, монеты, фиксируя данные об этих находках. Наиболее ценные из них стали достоянием музея королевского дворца в Портичи. Стены зданий, увидевших дневной свет спустя 17 веков, были реконструированы. На одной из этих стен обнаружили надпись, которая позволила определить название этого древнего города: REI PUBLUCAE POMPEIANORUM – «республики Помпей».

Наира КОЧИНЯН

 

Фото: kartinki.pics

Нет комментариев