«Белое золото». Как создавался изысканный Саксонский фарфор

28 марта — день рождения Саксонского фарфора. 315 лет назад в придворную канцелярию Aвгуста Саксонского был передан рецепт приготовления «твердой пасты» для производства фарфоровых изделий, которые по красоте и качеству не уступали китайским. Позже созданные по этой рецептуре изысканные вещицы стали именоваться «мейсенскими» — по названию города, где располагалось производство.

Раскрыть тайну рецептуры 

Китайский фарфор династии Мин (XIV–XVII вв.) пользовался большим успехом в Европе. Хрупкий и ломкий, как стекло, при этом пластичный как глина, сперва он стал желанным предметом роскоши в домах османской, португальской и итальянской аристократии. С началом XVII столетия эта страсть распространилась на северную Европу.

Европейцы, которым так полюбились изделия китайских мастеров, стремились развить собственное производство керамики. Мануфактуры процветали в Англии и Голландии; французы и итальянцы прославились своим рецептом фарфора из «мягкой пасты» или, иначе говоря, фаянсом, получившим свое название в честь итальянского города Фаэнца – одного из первых крупных центров его производства. Однако ни те, ни другие не смогли приблизиться к разгадке рецептуры неповторимого китайского фарфора.

Это открытие было совершено в Саксонии в 1708 году, когда одному алхимику-чудодею удалось воспроизвести формулу «твердой пасты», отличавшей китайскую технику производства фарфора. Итогом его первых опытов стала великолепная белая ваза, практически неотличимая от керамических диковинок империи Мин.

Изобретателем этого «белого золота» был Иоганн Фридрих Бёттгер – сын простого трактирщика из Шлайца. Перипетии судьбы привели его в Берлин, где он поступил подмастерьем к одному аптекарю. Здесь юноша впервые проявил свой талант экспериментатора, а также склонность идти в обход устоявшихся правил. Он также увлекся алхимией, загоревшись мечтой найти способ, как превращать любой металл в золото, и, по распространившимся слухам, Бёттгер преуспел в этом поиске. Слухи вскоре дошли до ушей германских правителей, которые, конечно же, пожелали заполучить ценного умельца.

Химик в помощь алхимику

Так Бёттгер попал в руки Саксонского курфюрста Августа Сильного. Тот запер незадачливого алхимика сперва в одной из саксонских тюрем, затем в домике неподалеку от курфюрстского дворца в Дрездене. Бёттгеру предоставили все необходимые инструменты и материалы, обеспечив ему вполне комфортную жизнь, и, что немаловажно, дали возможность консультироваться с придворными учеными и алхимиками; Август же, потирая руки, ожидал, когда наконец запустится конвейер, штампующий золотые слитки.

Среди ученых, с которыми Бёттгер общался, находясь в заточении, был Эренфрид Вальтер фон Чирнхаус – опытный химик, чьи научные интересы, помимо прочего, распространялись на премудрости производства фарфора. Чирнхаус применял метод плавления фаянсовой керамики и фарфора при помощи линз, чтобы разгадать их состав; путешествуя по Европе, он собирал сведения о составах, получаемых в различных мануфактурах. Ученый усовершенствовал формулу, изобретенную французскими мастерами, в которую входили яичная скорлупа, раковины улиток и мел.

Он увлеченно работал над технологией смешения мела с кварцем – играющей ключевую роль в производстве фарфора – когда курфюрст велел ему оторваться от своих изысканий, чтобы помочь Бёттгеру. Вместе они принялись за усовершенствование керамических тиглей для выплавки алхимического золота, что стало поводом для обоих поэкспериментировать с обжигом при очень высоких температурах. Так, в 1706 году им удалось превратить твердую красноватую смесь в изделие, весьма напоминающее исинский фарфор из коллекции Августа Сильного. С этого момента Бёттгер и Чирнхаус, убедившие курфюрста в перспективности экспериментов с керамическими составами, оставили позади алхимические фантазии и целиком посвятили себя поискам формулы заветного белого фарфора.

«Не хуже китайского»

Следующим шагом, предпринятым благодаря дельным советам придворного химика Готтфрида Пабста, стала частичная замена кольдицкой глины (из города Кольдиц) на известковую (т.е. каолин, использовавшийся придворными для напудривания париков) с добавлением гальки и алебастра. Оставалось построить печь, способную нагреться до нужной температуры, и вывести формулу глазури, которая не расплавится при 1400°C.

Наконец, в октябре 1708 года старания Бёттгера и Чирнхауса увенчались успехом, когда из печи вынули белое фарфоровое изделие, изготовленное по новому рецепту. Увы, Чирнхаус не успел стать свидетелем этого триумфа, умерев накануне долгожданного дня. Год спустя, 28 марта 1709 года – день, который теперь считается «официальным днем рождения» саксонского фарфора, Бёттгер ощущал себя достаточно уверенно, чтобы  передать формулу курфюрсту, заверив его, что теперь умеет производить фарфор «не хуже китайского, а то и лучше».

Рецепт, найденный Иоганном Фридрихом Бёттгером, вышел за пределы Саксонии, распространившись на территории Священной Римской Империи, так что к середине XVII века для каждого уважающего себя германского правителя производство фарфора стало необходимым признаком процветания и престижа. В то же время, появление фарфора в центральной Европе стало научно-техническим прорывом, повлекшим за собой череду новых экспериментов и новаций.

Наира КОЧИНЯН

Фото:  samlingar.shm.se   Мор, Йенс, Замок Скоклостер/SHM (CC BY 4.0)

 

 

Нет комментариев