Старение — под управление. Научный совет РАН обсудил биомедицинские аспекты активного долголетия

Продлить здоровую жизнь населения — то есть взять старение под управление — такие задачи решают сегодня российские ученые и медики разных специальностей, выполняя свой профессиональный долг и решения государственных органов.
Однако и с граждан не снимается ответственность за собственное здоровье. Поэтому заседание Научного совета Российской академии наук «Науки о жизни», посвященное лечению и профилактике возраст-ассоциированных заболеваний, было проведено в открытом режиме на площадке ТАСС.
Ведущие отечественные специалисты, занимающиеся изучением фундаментальных основ долголетия и возглавляющие профильные медицинские и научные кластеры страны, поделились опытом с коллегами и полезными знаниями — с широкой публикой.
Председатель Научного совета, вице-президент РАН, специалист в области иммунохимии академик Владимир Чехонин напомнил, что в Указе президента РФ от 21.07.2020 года
«О национальных целях развития страны на период до 2030 года» была поставлена задача за десять лет повысить ожидаемую продолжительность жизни до 78 лет. (Сегодня она составляет 73 года.)
Если не принимать специальных мер по оздоровлению людей старших поколений, реализация заявленных планов приведет к серьезным социально-экономическим проблемам из-за сопутствующего увеличения возрастных заболеваний, подчеркнул он.
Рост пожилого контингента, требующего ухода и лишенного автономности, существенно увеличит нагрузку на бюджет. Сегодня доля населения в возрасте 60 лет и старше составляет 23%, а к 2030 году в эту категорию попадет каждый четвертый гражданин.
— Поэтому наша цель — добиваться не просто продления жизни граждан, а увеличения ее активного здорового периода. А для этого необходимо разрабатывать и внедрять новые лечебные подходы, основанные на понимании процессов старения, — подчеркнул Владимир Чехонин.
Какие подходы уже реализуются, а какие находятся в стадии разработки, рассказала директор Российского геронтологического научно-клинического центра (РГНКЦ) Национального исследовательского медуниверситета им. Н.И.Пирогова, главный внештатный гериатр Минздрава России член-корреспондент РАН Ольга Ткачева.
— Благодаря использованию высокотехнологичной медицинской помощи мы добились определенных успехов в диагностике и лечении возраст-ассоциированных заболеваний, к которым относят сердечно-сосудистые недуги, онкологию, сахарный диабет второго типа, болезнь Альцгеймера, неприятности с костно-мышечной системой, хроническое обструктивное поражение легких, — отметила она.
— Сейчас медицина переходит к новой парадигме, связанной с профилактикой «возрастных» нарушений. Мы пытаемся влиять не на болезни, а на факторы риска. Но и этого явно недостаточно.
На повестке дня очередная задача — научиться управлять процессом старения.
В РГНКЦ изучают фундаментальные механизмы старения, нейродегенерации и долголетия. Чтобы влиять на старение, необходимо научиться его измерять. Для этого разрабатываются специальные биомаркеры, позволяющие определять биологический возраст человека. Такие работы ведут в открытом год назад при центре первом в России Институте изучения старения, сообщила Ольга Ткачева.
Среди подробно описанных на сегодня 14 механизмов возрастной деградации на клеточно-молекулярном уровне ученые выделяют патологические процессы в так называемом межклеточном матриксе — сети, в которую встроены клетки организма. Он оказывает огромное влияние на механические и биохимические свойства тканей и органов и поддерживает внеклеточный гомеостаз.
Исследователи стараются понять, как, воздействуя на межклеточный матрикс путем фармакологических и генетических вмешательств, модифицировать скорость старения. Многие компоненты матрикса рассматриваются в качестве потенциальных мишеней для диагностики и лечения возраст-ассоциированных заболеваний.
Ключ к долголетию пытаются найти и на путях изучения феномена долгожительства. Создан уникальный биобанк с образцами тканей 4600 россиян старше 90 лет из разных регионов.
Активно ведутся в РГНКЦ поиск геропротекторов и разработка нейпропротективных технологий. К наиболее эффективным протекторам относят препараты класса сенолитиков.
Это своеобразные «пылесосы», освобождающие ткани от сенесцентных («состарившихся») клеток, которые нарушают функционирование организма.
К сожалению, ослабевшая с годами иммунная система сама не может самостоятельно их распознать и ликвидировать.
Расширяя и систематизируя накопленные знания, специалисты РГНКЦ стремятся сократить «расстояние» между лабораторными результатами и разработкой реальных лечебных стратегий. Несколько месяцев назад при центре была открыта первая в стране Трансляционная клиника медицины долголетия, где с помощью созданного учеными «калькулятора» биологического возраста врачи определяют состояние организма пациента и формируют для него стратегию замедления старения.
Центр поддерживает и информационно-просветительский ресурс «Возраст онлайн» (https://vozrast-online.ru), на котором рассказывается о современных медицинских и социальных подходах к продлению активной и полноценной жизни в старшем возрасте.
Участники заседания говорили о том, как в разных областях медицины пытаются продлить период здоровья и «отодвинуть» как можно дальше возраст-ассоциированные заболевания.
Особое место среди страданий пожилых людей занимают когнитивные нарушения, в частности, болезнь Альцгеймера, на долю которой приходится до 70% деменций пожилого возраста.
О природе этого заболевания и других нейрокогнитивных расстройств, а также о возможностях их ранней диагностики и эффективного лечения рассказал заместитель директора НИИ «Научный центр неврологии» академик Сергей Иллариошкин. Он привел пугающие цифры: каждые 33 секунды в мире кто-то заболевает болезнью Альцгеймера, и предложил посчитать, сколько людей угодило в эту беду во время заседания совета. Вышло, что около 160 человек.
Механизм повреждений, приводящих к развитию этой формы слабоумия таков. Белок бета-амилоид в силу разных причин меняет свою структуру и начинает образовывать бляшки, которые уничтожают клетки головного мозга.
Кроме того, перестает нормально работать тау-белок, отвечающий за транспортировку питательных веществ к мозговым клеткам. В итоге они постепенно отмирают, вызывая прогрессирующее ухудшение памяти, мышления и других психических функций.
Проблема в том, что латентный период — накопление бета-амилоида и развитие процесса тау-обусловленного повреждения нейронов — происходит практически бессимптомно и может растянуться на десятилетия.
Первые минимальные признаки появляются, когда 50% нейронов уже погибли и бить тревогу поздно. Поэтому главная задача сегодня — разработка биомаркеров болезни. При ранней диагностике реабилитация и лечение дают лучшие результаты.
Действующих способов раннего обнаружения всего два: позитронно-эмиссионная томография со специальными радиофармпрепаратами и данные анализа цереброспинальной жидкости.
Первый метод дорог и малодоступен, второй представляет собой болезненную, инвазивную, трудную по исполнению процедуру. Российские исследователи выделили и испытали биомаркеры, позволяющие выявлять болезнь на ранних стадиях по анализу крови. Некоторые из этих разработок уже показали свою эффективность. Их необходимо как можно скорее внедрять в клиническую практику, заявил Сергей Иллариошкин.
О том, как механизмы старения вовлечены в зарождение и развитие сердечно-сосудистых заболеваний, рассказал генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра кардиологии им. академика Е.И.Чазова Минздрава России академик Сергей Бойцов.
По его словам, спектр кардиологических заболеваний пожилых людей за несколько последних десятилетий сильно изменился. В 1970-1980-е годы в фокусе были ревматизм, сердечная недостаточность, крупноочаговые инфаркты миокарда, в 2000-х годах — сердечная недостаточность, связанная с последствиями перенесенных инфарктов, а в 2020-х преобладают болезни, связанные с функциональными последствиями старения сердца, — дегенеративные изменения клапанов и аорты, дисфункция миокарда.
Отвечая на вопрос о том, что лучше всего профилактирует нарушения сердечной деятельности, Сергей Бойцов выделил физические нагрузки, которые улучшают микроциркуляцию, увеличивают число функционирующих капилляров, расширяют сосуды. Он напомнил также о важности своевременной диагностики заболеваний и последующего диспансерного наблюдения.
Директор Национального медицинского исследовательского центра эндокринологии Минздрава член-корреспондент РАН Наталья Мокрышева обратила внимание слушателей на важные моменты, связанные с функционированием эндокринной системы пожилых пациентов.
Она отметила, что с возрастом люди оказываются более зависимыми от содержания в организме йода, который отвечает за нормальную работу щитовидной железы и метаболические процессы. Дефицит йода чреват рисками онкопатологий, отрицательно сказывается он и на когнитивных функциях. Поэтому в питании необходимо использовать только йодированную соль.
Улучшению перспектив организма в старшем возрасте способствует и грамотно подобранная заместительная гормональная терапия, компенсирующая нарастающую нехватку гормонов.
Очень опасны и возрастные минеральные дисбалансы.
Каждая третья женщина и пятый мужчина имеют риск получить остеопоротический перелом, связанный с возрастной хрупкостью костей.
После переломов бедра 20-25% пожилых пациентов умирают в течение года, 40% не могут самостоятельно передвигаться, 33% полностью зависят от посторонней помощи.
Профилактика остеопороза несложна: поддерживать нормальный индекс массы тела, заниматься физкультурой, корректировать дефицит витамина D и раз в год проверять уровень кальция в крови.
Все участники заседания подчеркивали: главные компоненты счастливой и долгой жизни — физическая, когнитивная и социальная активность, правильное питание, отказ от вредных привычек.
По прикидкам ученых, здоровье и долголетие современного человека лишь на 10% зависят от здравоохранения. Около 20% приходятся на наследственные факторы, примерно столько же на экологию и состояние окружающей среды, а главные 50% определяют образ жизни.
Продление активной жизни населения требует внедрения целостной системы мер, направленных на здоровьесбережение, подвел итог Владимир Чехонин.
Огромное значение имеет и постижение фундаментальных механизмов старения. Его замедление может оказаться в десятки раз эффективнее, чем профилактика возраст-ассоциированных заболеваний.

Надежда Волчкова

Нет комментариев