Загадки минералов. Ученые оценивают наследие советских геологов

Минерал, содержащий кальций, цинк, медь и фосфор, получил название «батагаит» — в честь поселка Батагай в Якутии, рядом с которым в конце 1980-х годов экспедиция исследователей Кольского научного центра обнаружила его и собрала образцы.
— Он очень сложен для исследования, тем более теми методами, которые были в советское время. Только благодаря современному оборудованию аспирант Санкт-Петербургского государственного университета Тарас Паникоровский смог расшифровать его сложную структуру, — рассказал заведующий кафедрой кристаллографии вуза член-корреспондент РАН, профессор Сергей Кривовичев.
— Выяснилось, что она состоит из двух разных модулей. Минерал почти бесцветный: имеет едва заметный светло-голубой оттенок. А тонкие пластинки, образующиеся на поверхности самородной меди, довольно хрупкие и легко откалываются.
Как признаются ученые, работать с таким материалом непросто, однако им удалось разработать новый метод оценки сложности структуры минералов, опираясь на использование информационных диаграмм. Это помогает оценить вклад различных факторов, таких как химический состав и симметрия, в общую сложность структуры минерала.
Пока рано говорить о практической ценности батагаита — свойства новых минералов обычно выясняют постепенно.
«Однако, — отметил Сергей Кривовичев, — другие подобные минералы обладают интересными магнитными свойствами. К сожалению, небольшое количество вещества пока не позволяет нам провести полноценное исследование, поэтому, возможно, мы попытаемся синтезировать батагаит в лаборатории, чтобы лучше изучить его».
Работы у ученых, по-видимому, будет много: во время экспедиции к месторождению Кестер было открыто еще одно вещество, которое тоже обрело научное имя только в этом году.
Назвали минерал «епифановит» — в честь московского геолога Порфирия Епифанова, который в 1937 году открыл на горе Кестер месторождение олова и редких металлов.
Епифановит — первый минерал меди, содержащий фосфор и мышьяк в отдельных атомных позициях. Основу его структуры составляют плотные пятиядерные кластеры из атомов меди, что потенциально предполагает интересные магнитные свойства.
Работы по исследованию минералов меди проводятся в рамках выполнения гранта Российского научного фонда «Минералы и неорганические соединения меди: стереохимия, структурное разнообразие, кристаллохимические факторы устойчивости» под руководством Сергея Кривовичева. Результаты исследования опубликованы в международном научном журнале Mineralogy and Petrology.
Сегодня в природе известно всего лишь около 5000 минералов. Именно поэтому каждое подобное открытие становится заметным научным событием.

Пресс-центр Республики Саха (Якутия) в Москве
Фото: «Вести Верхоянья»
На снимке: 1 — батагаит, 2 — самородная медь, 3 — фторапатит.