Реликтовый усач: прогнозы на будущее

Ученые ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН, совместно с Центром по проблемам экологии и продуктивности лесов РАН, представили результаты первого моделирования будущего ареала обитания реликтового усача, самого крупного жука России. Исследование, опубликованное в журнале Forests, основывается на четырех климатических сценариях и показывает тенденцию к сокращению ареала этого редкого вида к 2070 году.

Реликтовый усач, занесенный в Красную книгу Российской Федерации, обитает исключительно на Дальнем Востоке страны. Особенность его распространения связана с осадками в засушливые месяцы, высотой над уровнем моря и температурой в период лёта жуков. Моделирование показало, что даже при увеличении осадков и температуры, что теоретически могло бы способствовать распространению жука, сокращение природных местообитаний существенно влияет на возможности его выживания.

Эти экосистемы, обладающие высоким биологическим разнообразием, выполняют ключевые климаторегулирующие функции, что делает их сохранение критически важным не только для усача, но и для общей устойчивости лесных систем.

Александр Куприн, заместитель директора по научной работе ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН

Исследование проводилось в рамках работы научного консорциума «РИТМ углерода», направленного на создание Российской системы климатического мониторинга. ФНЦ Биоразнообразия ДВО РАН является участником этого проекта, что подчеркивает его роль в изучении и сохранении биологического разнообразия в условиях изменения климата.

Данное исследование является важным шагом в понимании влияния климатических изменений на биологическое разнообразие и распространение редких видов. Результаты подчеркивают необходимость комплексного подхода к охране реликтовых видов, включая стратегии сохранения и восстановления их природных местообитаний. Учитывая текущие тенденции, сохранение реликтового усача и подобных ему видов становится актуальной задачей для научного сообщества и общества в целом.