Малые, да удалые. Кто делит с человеком его тело?

Наш организм — дом для множества живых существ. Ученые Пермского политеха рассказали, какую функцию выполняет микробиом, как он формируется, чем могут быть опасны фрукты с дерева и просто немытые руки.
Братья наши меньшие
— В теле человека обитают различные микроорганизмы, бÓльшая часть представлена прокариотами — одноклеточными без ядра, бактериями и археями. Кроме них в нашем теле живут микроскопические грибы, простейшие и вирусы.
Совокупность всех этих обитателей называют микробиом или микробиотой, — рассказала кандидат биологических наук, доцент кафедры химии и биотехнологии Пермского национального исследовательского политехнического университета Анна Ахова.
БÓльшая часть микроорганизмов поселяется в желудочно-кишечном тракте, на коже, слизистых оболочках, органах мочеполовой системы. В кишечнике они помогают переваривать пищу, обеспечивают синтез витаминов и незаменимых аминокислот, стимулируют работу мышц кишечного тракта.
Нормальная микробиота влагалища производит молочную кислоту, благодаря чему поддерживается кислый рН среды, что препятствует размножению болезнетворных микроорганизмов.
Микробиом препятствует прикреплению вредных микробов к коже и слизистым тканям, а также поддерживает иммунную систему в активном состоянии.
Состав микроорганизмов в разных областях тела человека различен. Например, в кишечнике доминируют бактерии — в среднем у взрослого человека живет их 500 видов, общий вес которых может достигать 3-4 кг, еще встречаются археи и грибы.
На коже они также обнаруживаются (к примеру, бактерии Cutibacterium acnes и Staphylococcus epidermidis и грибы Candida, Malassezia).
При взаимовыгодных отношениях хозяин и поселенцы приносят друг другу пользу. Паразиты негативно воздействуют на человека и способствуют развитию заболеваний. Продукты жизнедеятельности микробиоты — вещества, аналогичные или сходные по строению с гормонами, нейродемиаторами (осуществляют передачу нервных сигналов), поэтому микроорганизмы могут оказывать влияние на наше настроение и поведение, добавила Анна Ахова.
Кто гнездится в кожных покровах?
Помимо грибов и бактерий на коже могут жить и другие организмы. Исследования подтвердили, что 60-70% людей имеют клещей. Речь идет об эктопаразитах рода Demodex, которые относятся к паукообразным и в величину достигают 0,4 мм. Питаются подкожные клещи секретом сальных желез (себумом) и отшелушенными частичками эпителия. Обычно они селятся в зонах век, бровей, на коже лба и подбородка, складках вокруг рта и носа.
У большинства носителей подкожный клещ никак не проявляется. Они относятся к условно-патогенным факторам и часто мирно сосуществуют с человеком.
Вредителями они становятся, если их популяция сильно возрастает. К этому могут привести ослабление иммунитета из-за хронических и острых заболеваний, а также гормональные сбои.
— Пока не известны механизмы, связывающие наличие клещей с различными кожными неприятностями. Но стресс, частое использование косметических средств, заболевания кишечника и связанное с этим снижение иммунитета приводят к резкому размножению клещей, и уже их изобилие провоцирует кожные проявления: сыпи, поднимающиеся от подбородка к глазам, покраснение век, — объяснил кандидат медицинских наук, научный консультант по вопросам фармакологии НОЦ ХимБИ ПНИПУ Сергей Солодников.
— Заражение клещом происходит контактным путем: через чужие полотенца, шарфики, постельное белье, косметику, поцелуи и т. п. Профилактика — избегание использования «подозрительного» белья, особенно в общественных местах — парикмахерской, бассейне, спортзале, бане и др.
О важности личной гигиены
Еще одни эктопаразит, с которым мы сталкиваемся реже, — вши — мелкие бескрылые насекомые, которые питаются кровью. На человеке паразитируют три вида: головные, платяные и лобковые.
Самые распространенные — головные. Самки в день могут откладывать по 5-7 яиц, они выглядят как маленькие белые мешочки, прикрепленные к волосу в корневой зоне.
Серьезные заболевания такие вши не переносят, но из-за движения вызывают зуд. Ими заразиться можно при использовании расчески, головных уборов, постельного белья болеющего человека и при тесном контакте с ним.
Можно обрести вшей через подголовник в автобусе, в бассейне. Хлор как средство дезинфекции не дает им свободно размножаться, но не обеспечивает защиту на 100%, а в воде вши могут жить до двух суток. Наши бабушки, если обнаруживали у внуков, вернувшихся из пионерлагерей, педикулез, тут же шли в аптеку за чемеричной водой. Помогало.
Лобковые вши передаются половым путем, при совместном использовании личных вещей. Есть риск подхватить их в общественной бане и сауне.
Платяные вши предпочитают откладывать яйца в складках одежды или постельного белья, а на человека переползают, чтобы поесть. Чаще всего кусают в область шеи, плеч, спины и поясницы. Кроме педикулеза они могут стать возбудителями и более опасных заболеваний: сыпного тифа, волынской лихорадки, возвратной вшивой лихорадки. Чтобы избавиться от платяных вшей, одежду и белье нужно прокипятить, а матрасы, одеяла и подушки — проутюжить.
«Невидимые» жители
— Гельминты (или глисты) — это паразитарные черви. Человек может быть заражен ими даже несколько лет и не подозревать об этом. Черви-паразиты в теле человека селятся в разных органах: например, сосальщики обитают в печени, легких, кровеносных сосудах, — рассказал Сергей Солодников.
Возбудителем фасциолеза, поражающего печень и желчный пузырь, является печеночный сосальщик. Заразиться им можно, съев огородные овощи и фрукты, которые поливали из открытого водоема.
У больных появляются слабость, снижение аппетита, тошнота, головные боли. Могут проявиться аллергические реакции в виде кожного зуда или крапивницы, астматические приступы. Увеличиваясь в размерах, паразит мешает поступлению желчи в двенадцатиперстную кишку, возникают признаки желтухи — боли в правом подреберье, желтушность кожных покровов.
Другой вид — ленточные черви. Например, лентец широкий обитает в кишечнике человека. Достигает в длину 5-10 метров.
Подцепить его возможно при употреблении недостаточно термически обработанной, свежемороженой, слабопросоленной, плохо провяленной и прокопченной рыбы, сырого рыбного фарша, а также при употреблении свежепосоленной икры рыб.
Попадая в кишечник, гельминт поглощает питательные вещества. Больные испытывают боли и урчание в животе, тошноту, рвоту, расстройство стула.
К ленточным червям также относят бычий цепень и свиной цепень, которые также обитают в кишечнике. Попадают в организм вместе с плохо прожаренным или проваренным мясом крупного рогатого скота или свиньи.
К круглым червям относятся такие виды, как аскариды и острицы. Живут они в кишечнике, а способ передачи — через немытые руки, овощи и фрукты, грязную воду. Часто заболевание ими протекают бессимптомно, но с увеличением числа особей появляются боли в животе, расстройство стула, непроходимость кишечника.
— Если у вас есть симптомы, указывающие на наличие гельминтов в организме, следует обратиться к врачу и пройти обследование, например, сдать общий анализ крови и кала, — советует Сергей Солодников. — Важно помнить о личной гигиене: мыть руки перед едой и после улицы и контакта с деньгами и животными. Тщательно обрабатывать фрукты, овощи и ягоды, даже если они с вашего дачного участка.

Анна БРЮХАНОВА