Чудесный артефакт. Обнаруженное в Англии яйцо времен Римской империи сохранило содержимое

С подробностями — The Guardian.
Во время раскопок в Эйлсбери, графство Бакингемшир, была найдена кладка пестрых птичьих яиц, которым 1700 лет. Но больше, чем внушительный возраст находки, археологов и натуралистов удивили результаты сканирования, выявившие в одном из яиц жидкое содержимое, предположительно, желток с белком, по которым можно получить представление о птице, отложившей яйцо почти два тысячелетия назад.
Это «яйцо из Эйлсбери», как его сейчас называют в СМИ, было одним из четырех, найденных вместе с корзинкой из ткани, глиняными сосудами, кожаной обувью и костями животных в 2010 году, когда это место начали исследовать перед застройкой.
Хотя археологи, извлекающие обнаруженные яйца, действовали со всей осторожностью, три из них разбились, распространив известный запах сероводорода, но одно яйцо осталось целым, его и просканировали.
По словам курирующего раскопки в Эйлсбери Эдварда Биддалфа (Edward Biddulph) из организации по сохранению исторического наследия Oxford Archaeology, найденное неповрежденным яйцо является единственным таким экземпляром, сохранившимся со времен римской Британии.
«Мы часто находим куски скорлупы, но не целые яйца», — сказал Биддалф. В прошлом году среди специалистов шли дискуссии по поводу того, каким образом выставить яйцо на всеобщее обозрение, и тогда консерватор-реставратор и материаловед Дана Гудберн-Браун (Dana Goodburn-Brown) из DGB Conservation предложила отсканировать его, чтобы решить, как лучше всего сохранить объект.
«Яйцо оказалось удивительным: оно все еще хранит жидкое содержимое, но, похоже, желток и белок в этом яйце перемешались», — говорит Биддалф. Можно было ожидать, что за прошедшие столетия содержимое яйца вытечет, но оно все еще внутри, и ученые называют это «абсолютно невообразимым».
«Яйцо из Эйлсбери» может быть своего рода древнейшим яйцом в мире, считает Биддалф. Яйца были аккуратно сложены в яме, которая, по мнению ученых, могла использоваться и для пивоварения. «Это дождливая местность у римской дороги. Возможно, яйца были жертвоприношением. В найденной корзинке обнаружились следы хлеба», — сообщают археологи. «Яйцо из Эйлсбери» забрали в лондонский Музей истории естествознания (Natural History Museum). Там рассказали, как исследовать яйцо, не разбивая: в яйце можно проделать крошечное отверстие, чтобы извлечь содержимое и попытаться узнать больше о птице, которая его отложила.