Раскрыта роль дофамина и серотонина в социальном поведении

Международная команда под руководством специалиста по вычислительной нейробиологии из Вирджинии Рида Монтегю выявила ранее неизвестный нейрохимический механизм, объясняющий хорошо известную склонность человека принимать решения в зависимости от социального контекста: люди с большей вероятностью принимают предложения от компьютеров, отвергая при этом идентичные предложения от людей.

В ходе исследования четыре пациента, которым была проведена операция по глубокой стимуляции мозга для лечения болезни Паркинсона, были погружены в ультимативную игру «бери или не бери» — сценарий, в котором они должны были принять или отклонить различные предложения по 20 долларов от человеческих и компьютерных игроков.

Вы можете научить людей тому, как они должны поступать в подобных играх — они должны принимать даже небольшие вознаграждения, а не отказываться от них вообще. Когда люди знают, что играют с компьютером, они играют идеально, как математические экономисты — они делают то, что должны делать. Но когда они играют с человеком, они не могут удержаться. Они часто вынуждены отклонять меньшую ставку.

— Рид Монтегю, профессор Вирджинского технологического института Карилион Маунткасл и автор исследования.

Идея о том, что люди принимают решения на основе социального контекста, в нейронных экономических играх не нова. Но теперь исследователи впервые показали, что влияние социального контекста может быть обусловлено динамическим взаимодействием дофамина и серотонина.

Когда люди принимают решения, дофамин, похоже, внимательно следит и реагирует на то, лучше или хуже текущее предложение, чем предыдущее. Серотонин же фокусируется только на текущей ценности конкретного предложения.

Уровень дофамина выше, когда люди взаимодействуют с другим человеком, а не с компьютером.

— Дэн Бэнг, автор исследования и доцент кафедры клинической медицины.

Эт Баттен, старший научный сотрудник лаборатории Монтегю и первый автор исследования, изготовил электроды из углеродного волокна, которые вживлялись пациентам для сбора данных.

Уникальность нашего метода заключается в том, что он позволяет измерять более одного нейротрансмиттера одновременно. Мы видели эти сигнальные молекулы и раньше, но впервые мы увидели, как они взаимодействуют.

— Эт Баттен.

При болезни Паркинсона значительная потеря дофамин-продуцирующих нейронов в стволе мозга является ключевой характеристикой, которая обычно совпадает с появлением симптомов. Эта потеря затрагивает стриатум — область мозга, на которую в значительной степени влияет дофамин.

После того как мы проанализируем достаточное количество людей, мы сможем разобраться с патологией болезни Паркинсона, которая дала нам такую возможность.

— Рид Монтегю.

 

Нет комментариев