В книжном переплете. Ученые собрали растения ботанического сада-института

Полярно-альпийский ботанический сад-институт Кольского НЦ РАН раскинулся в долине реки Вудъяврйок под склонами Вудъяврчорра. Здесь огромная оранжерея с коллекцией тропических и субтропических растений.
Вблизи Апатитов также располагается большой — 33,3 гектара — экспериментальный участок, созданный еще в 1950-е годы для выращивания и научного наблюдения за адаптацией древесных растений к условиям Заполярья.
На его территории произрастают более восьми сотен деревьев и кустарников, относящихся к 265 видам, среди которых немало эндемиков, привезенных из естественных мест обитания.
Средний возраст резидентов коллекции — 34-35 лет. За это время ученые выявили особенности развития «чужаков» на Крайнем Севере, разобрались в механизмах их адаптации к непривычному климату.
Долгие годы попасть сюда «с улицы» человек не мог, но сейчас экспозиция открыта для всех желающих. С июня по сентябрь здесь проходят групповые экскурсии.
О наиболее ярких представителях коллекции древесных растений, произрастающих на экспериментальном участке сада-института, расскажет небольшая — всего 58 страниц — книга «Удивительная дендрология», вышедшая в санкт-петербургской типографии «Лесник» под конец 2023 года. Авторы (Олеся Зотова, Ирина Липпонен и Оксана Гончарова) много лет работают в Полярно-альпийском ботаническом саду-институте КНЦ РАН.
Книга «Удивительная дендрология» будет интересна и тем, кто хочет спланировать поездку на экспериментальный участок, и северным садоводам, и широкому кругу любителей природы.
Для каждого растения указаны основные его особенности и характеристики, год помещения его в коллекцию, а также периоды цветения и плодоношения и зимостойкость при выращивании в нашем регионе.
На развороте обложки помещена карта-схема экспериментального участка. Помимо этого, авторы снабдили каждую заметку любопытными фактами о представителях коллекции. Вы научитесь легко отличать сорта шиповника и сирени, узнаете, как выглядит заполярный дуб и можно ли есть ягоды жимолости.

Надежда ЩУР