Добыча полезных ископаемых на астероидах и Луне — правовая «серая зона»

Добыча полезных ископаемых на Луне и астероидах может стоить триллионы и триллионы долларов, и уже появилось несколько компаний, которые занимаются этой целью.

Но законна ли добыча полезных ископаемых в космосе с технической точки зрения? Для астероидов ответ, скорее всего, положительный, а вот с Луной все сложно, говорят эксперты.

В 1967 году 110 стран, включая США, Россию и Китай, подписали договор о том, что никакие «суверены» не могут претендовать на владение Луной. Однако этот «Договор о космосе» (ДКК) не содержит прямого запрета компаниям или частным лицам добывать ресурсы из космоса и владеть ими, рассказала Мишель Хэнлон, профессор космического права в Школе права Университета Миссисипи.

«Как юрист, я могу указать на все серые пятна», — сказала Хэнлон. «Есть огромный аргумент в пользу того, что частное лицо или организация могут претендовать на собственность».

Однако некоторые правоведы утверждают, что широкая «суверенная» формулировка ОЗТ может быть технически распространена на предприятия, что означает, что компаниям, по крайней мере, запрещено разрабатывать Луну.

С момента подписания ОДК несколько правительств взяли вопросы космической добычи в свои руки. В 2015 году Сенат США принял закон SPACE — законопроект, предоставляющий гражданам США право претендовать на ресурсы из космоса: «Коммерческая добыча астероидного ресурса или космического ресурса имеет право на любой полученный астероидный ресурс или космический ресурс».

По словам Хэнлона, после принятия этого законопроекта произошел «огромный резонанс», и многие страны обвинили США в односторонних действиях. В любом случае, американский закон не может быть применен в областях, находящихся за пределами его юрисдикции.

Но это не помешало другим странам присоединиться к нему: В 2017 году правительство Люксембурга приняло законопроект, дающий компаниям право добывать и хранить ресурсы на небесных телах, а Япония и Объединенные Арабские Эмираты последовали этому примеру.

Вместо того чтобы оставить каждую страну на произвол судьбы, НАСА и Госдепартамент США предложили в 2020 году международный свод руководящих принципов освоения космоса, известный как «Соглашения Артемиды» — многосторонняя инициатива по возвращению людей на Луну к 2026 году, которую первоначально подписали семь других стран. Эти соглашения делают Договор о космосе еще одним шагом вперед: Подписывая соглашение, страны соглашаются с возможностью предоставления прав на космические ресурсы в своей «зоне безопасности» на Луне, которая будет создана во избежание конфликтов между различными государствами, говорят юристы-международники. Россия выступила против этого соглашения под руководством США, но по состоянию на февраль 2024 года его подписали 35 стран.

Однако любой по-настоящему обязательный международный закон должен пройти через Организацию Объединенных Наций, говорит Хэнлон. Возможно, это уже не за горами: Комитет ООН, занимающийся «мирным использованием космического пространства», соберется в апреле в Вене, чтобы обсудить добычу космических ресурсов.

«Часть нашего задания — изучить существующую систему управления и посмотреть, что она может сказать об идее деятельности по использованию космических ресурсов», — рассказал Стивен Фриланд, заместитель председателя рабочей группы, которой поручено проанализировать правовые вопросы, связанные с использованием космических ресурсов.

Группа намерена разработать первоначальный набор принципов, касающихся добычи космических ресурсов, который затем будет отправлен на утверждение более чем 100 странам ООН, входящим в состав комитета, прежде чем он поступит на рассмотрение Генеральной Ассамблеи — главного директивного крыла международной организации.

По словам Хэнлона, до тех пор остается много вопросов, в том числе о том, будут ли действовать на Луне те же законы, что и при добыче полезных ископаемых на астероидах.

«Во многих отношениях закон сильно отстает от времени», — сказал Хэнлон. «Но таково сейчас наше положение дел».