Токены на память. Эрмитажная наука глазами генерального директора великого музея

(Окончание. Начало — в №№ 6, 7)
— Продолжается научная реставрация фресок школы Рафаэля, и она уже отмечена замечательным достижением. Впервые в полном соответствии с российскими законами, без участия зарубежных платформ и криптобирж мы выпустили NFT, на которых запечатлен процесс реставрации трех фресок XVI века. Мало того, вышли с этими токенами на рынок. Они дают владельцу эксклюзивное право наслаждаться цифровыми образцами разных стадий реставрации. Средства от продажи токенов пойдут на дальнейшую реставрацию предметов из собрания Эрмитажа.
Этот пример показывает, какие возможности открывают цифровые технологии в сфере сохранения культурного наследия. В ходе реставрации предыдущее изображение вещи исчезает, она уже по-другому выглядит. Но обладатели токенов могут полюбоваться видео и сравнить облик фресок до, в процессе и после реставрации.
Мы тоже постоянно сравниваем. Когда эти работы висели в залах, казалось, что они чем-то непохожи на школу Рафаэля. После реставрации стало ясно: то, что нас смущало, — результат реставрации XVIII-XIX веков, когда у специалистов были другие художественные вкусы и рафаэлевские дамы получались более тяжеловесными. Возможно, такие им больше нравились. Вот почему реставрация требует научной тщательности и контроля, ведь реставратор — тоже художник, его нужно дисциплинировать, иногда вовремя остановить: ни миллиметра дальше! На то и специальные научные советы, о которых я говорил.
— Эрмитаж — национальный музей мировой культуры, расположенный в Санкт-Петербурге. Санкт-Петербург — один из центров мировой науки. Как строится коллаборация Эрмитажа с академическими институтами и вузами северной столицы?
— Тут все очень естественно. Институт востоковедения для меня — аlma mater, Кунсткамера — друг и брат, постоянно работаем вместе. С Институтом истории мы разделили замечательную коллекцию академика Николая Петровича Лихачева: древняя часть — у нас, средневековая — у них; провели в Эрмитаже выставку памяти Лихачева.
С Институтом истории материальной культуры РАН нас роднит археология. Бок о бок занимаемся двумя важными проектами. Один — восстановление античных памятников Пальмиры в Сирии, второй — традиционная работа в Крыму. У Эрмитажа много вещей, которые происходят оттуда: монеты мусульманских правителей, монеты и медали времен Екатерины Великой, акварели времен ее путешествия в Крым, фотографии Крымской войны, врангелевские значки… Сейчас это раскопки в Херсонесе, которые велись много десятилетий, начиная с Императорской археологической комиссии, и в наши дни были возобновлены Эрмитажем, участие в создании археологического парка.
С вузами тоже связь непосредственная. Я возглавляю восточный факультет и кафедру музейного дела в Санкт-Петербургском государственном университете, читаю лекции. Студенты участвуют в исследованиях и волонтерских проектах музея.
Вместе с Европейским университетом в Санкт-Петербурге Эрмитаж создал новый образовательный формат — Международную школу искусств и культурного наследия. Школа готовит специалистов по академическому искусствоведению и музейному делу, а также машинному обучению, генетике и дизайну, в ее составе — лаборатории палеогенетики и искусственного интеллекта в искусстве. Важно, что в проект вовлечены партнеры университета из сферы высоких технологий, которые обеспечивают передовой уровень исследований. Так, при поддержке компании «Солофарм» оборудованы и укомплектованы чистые комнаты для изучения биоматериалов из наших коллекций.
Уже есть первые научные результаты. Сотрудники медико-генетического центра Genotek и Эрмитажа реконструировали геном древнего воина из кургана, что в тувинской «Долине царей», носителя раннескифской культуры.
Лаборатория искусственного интеллекта (ее курируют «Яндекс» и BrainGarden) охватывает сразу несколько актуальных для нас направлений. Мы стараемся «воспитывать» ИИ, чтобы он делал то, что нужно музею. С одной стороны, это умный маркетинг — изучение посетителя и его потребностей и стремление правильно донести до него музейные ценности. С другой — отработка высоких технологий, в частности, позволяющих нейросетям разделять слои в картинах, выявлять и показывать скрытые, более ранние изображения, что как раз необходимо для реставрации живописных полотен.
Так что с академическими институтами и высшей школой мы плотно работаем. Уверен, благодаря созданию Санкт-Петербургского отделения РАН эти связи лишь окрепнут.
— Вы — автор более трехсот научных трудов. А сегодня директору Эрмитажа удается заниматься научной работой? Насколько это важно для вас?
— Директор Эрмитажа обязан заниматься научной работой. Обязан быть ученым и авторитетом в своей области. Получается, что я обязан быть деканом и профессором университета, читать лекции по искусству ислама и музейному делу, выпускать книги, координировать с научных позиций подготовку выставок, дописывая в предисловия к каталогам то, что коллеги недосказали. Недавно я издал большую книгу «Искусство ислама в России». Сейчас обдумываю свой доклад на предстоящих чтениях памяти Бориса Борисовича Пиотровского. Другое дело, что, с учетом опыта и возрастных реалий, я все больше востребован как консультант. Так, занимаюсь консультированием полевых и музейных проектов на Аравийском полуострове, в Йемене, где много работал. Мы создали, ведем в университете и продвигаем вовне программу «Исламское образование», которая подходит и духовным учреждениям, и светским. Это опять-таки эрмитажная традиция: в диалог культур включаются наши коллекции, отражающие сочетание разных религий на одной территории.
— Ваша жизнь с детства связана с Эрмитажем. Вы занимались в эрмитажных кружках, не пропускали ни одной эрмитажной выставки, бывали в эрмитажных экспедициях, более 30 лет трудитесь в музее… Есть ли у генерального директора Эрмитажа мечта?
— Нет. Одни мои мечты сбылись, другие постепенно сбываются в процессе работы. Я — ученый и человек дела.

Аркадий СОСНОВ

Нет комментариев