Что забудем, а что — никогда. Про память, дежавю и детскую амнезию

Модель поведения и жизненные установки человека формирует пережитой опыт, который фиксируется в виде воспоминаний. О том, что откладывается в долговременную память, почему мы не помним детство, отличается ли память мужчин и женщин, из-за чего возникает дежавю и в чем разница между памятью человека и животного, «Поиску» рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии и политологии Пермского национального исследовательского политехнического университета Ольга ЮРЬЕВА.
Что такое память
— Память — это особый психический процесс, который включен во все уровни функционирования человека, начиная с поведенческого и заканчивая личностным и социальным. Она обеспечивает целостность психики и личности. Как отмечал физиолог Иван Сеченов, человек без памяти оставался бы в положении новорожденного. Или, как говорит специалист в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская, «мы есть то, что помним», — объяснила Ольга Юрьева.
Память, как и все психические процессы, является свойством мозга, которое обеспечивает запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание информации. Процесс памяти связан с работой гиппокампа — участков головного мозга, расположенных в височных долях обоих полушарий, и нейронных сетей.
Память долговременная и кратко­временная: что куда откладывается
Существование кратковременной памяти было впервые доказано в 1885 году. Немецкий психолог Герман Эббингауз установил, что после однократного чтения или прослушивания человек способен без ошибок повторить ограниченное количество последовательностей цифр, букв и символов. Сейчас нам известно, что в среднем число этих последовательностей составляет 7±2 единиц информации.
Считается, что объем долговременной памяти человека безграничен. Однако не всякие сведения сохраняются долго. На это влияют два обстоятельства. Во-первых, эмоциональная насыщенность информации. Если она связана с яркими положительными или негативными эмоциями, то запомнится надолго. Во-вторых, повторяемость информации, т. е. насколько часто мы с ней встречаемся.
Почему мы не помним детство
Известно, что человек плохо помнит свое детство, а младенчество не помнит вовсе. Зигмунд Фрейд называл это явление «амнезией детства». Современные исследователи объясняют процесс несколько иначе, чем австрийский психоаналитик. Утрата воспоминаний в большей степени связана с несовершенством мозговых структур ребенка.
Например, гиппокамп активно развивается до подросткового возраста. В результате нейрогенеза появляется большое количество новых нейронов, которые встраиваются в уже сформированные связи и деформируют либо разрушают их. Кроме того, маленькому ребенку сложно установить хронологию событий, причинно-следственные связи — у него отсутствует развитое самосознание, чтобы включить новую информацию в уже имеющийся опыт.
— В ряде исследований доказано, что на сохранение ранних детских воспоминаний влияет традиция семейного общения. Чем чаще в семье с детьми вспоминают о прошлых событиях, тем дольше ребенок их будет помнить. В данном случае мы видим совместную работу двух факторов: эмоциональности и повторяемости информации, — отметила Ольга Юрьева.
Воспоминания становятся менее уязвимыми по мере взросления, четкими — с подросткового возраста. Однако даже если мы не сохранили ранние воспоминания детства, они все равно оставляют отпечаток на нашем восприятии окружающего мира и самого себя. Таким образом, на основе этих ранних воспоминаний формируются определенные представления: мы не помним, откуда они взялись, просто это знаем.
В старческом возрасте процессы памяти замедляются. Это объясняется тем, что у пожилых людей снижается скорость передачи сигналов в мозге, появляются сложности с механическим запоминанием информации. Однако именно качество памяти не должно становиться хуже.
Нарушение мнемических процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение сведений) в старости чаще всего является симптомом различных заболеваний и не считается нормой.
Зависит ли способность к запоминанию от пола?
— Есть мнение, что мужчины лучше запоминают суть информации, а женщины — ее детали. Однако, по данным большого количества экспериментальных исследований, достоверно значимых различий в памяти между полами не обнаружено. Хотя считается, что у мужчин лучше развита пространственная память, а у женщин — чувственная, — отметила ученый-психолог.
По словам О.Юрьевой, пространственная память позволяет человеку запоминать местность и ориентироваться на ней. Кроме того, с ее помощью мы распознаем знакомые лица, умеем правильно надевать одежду и застегивать пуговицы, возвращать вещи на свои места.
Чувственная память формируется за счет пережитого эмоционального опыта. Воспоминания, хранящиеся в этой памяти, могут служить человеку руководством в действиях и интерпретации текущих событий. Так, во взрослой жизни мы избегаем стоматологов, потому что в детстве сильно их боялись. Или отказываемся повторно покупать продукт или товар, если в прошлый раз его качество нам не понравилось.
Почему возникают ложные воспоминания и эффект дежавю
Ложные воспоминания формируются нашим воображением, при этом сам процесс происходит неосознанно. Факт таких воспоминаний может указывать на наличие заболеваний, однако встречается и у здоровых людей. Причин тому может быть несколько. Прежде всего так наш мозг пытается заполнить брешь, восполнить утраченные фрагменты памяти, например, из детства. Кроме того, некоторую информацию можно внушить — это прием манипуляции. Ложные воспоминания могут настигнуть человека в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, а также психических отклонений — в виде навязчивых мыслей и идей.
— Дежавю — тоже ложное воспоминание. В этот момент человек испытывает ощущение узнавания, будто происходящее в настоящем уже случалось. На сегодняшний день очень много мистификации вокруг этого явления. В науке существует несколько подходов к объяснению дежавю, — пояснила ученая.
Во-первых, отметила психолог, это — феномен памяти: мозг при восприятии ищет сходство между новым и старым опытом, и появляется чувство чего-то знакомого.
Во-вторых, сбой в работе гиппокампа под влиянием стресса приводит к нарушению синхронизации информации. В-третьих, дежавю может быть симптомом заболевания, чаще всего наблюдается при опухоли мозга или эпилептических припадках.
Как можно улучшить память
— Есть несколько способов облегчить запоминание. Например, повторять заучиваемый материал. Но больше приветствуется «повторение без повторений»: создавать для себя ассоциации и зрительные образы, чтобы соединить новую информацию с уже известной. Для развития памяти рекомендуют заучивать стихи, читать вслух, изучать иностранные языки.
В качестве упражнения можно вспоминать события дня или просмотренный фильм, пересказывать прочитанную книгу. Полезно играть в интеллектуальные игры: пазлы, шахматы, головоломки, ребусы, слова, кроссворды.
Для хорошей работы мозга необходимы полноценное питание, достаточный сон, прогулки на свежем воздухе, — советует ученая Пермского политеха. — Полноценный сон приводит к улучшению памяти. В это время информация закрепляется, но чтобы кратковременная память перешла в долговременную, необходимо повторить материал после пробуждения.
Длительность сна на запоминание не влияет. Исследования показали, что даже дневной сон (до 30 минут) способствует усвоению информации. Ухудшать память могут курение, алкоголь, стресс, большое количество сладкого и недостаточный сон.
Чем память людей отличается от памяти животных
Животные также могут запоминать информацию. Экспериментально доказано наличие у животных долговременной, образной, двигательной, эмоциональной памяти. Однако эта способность сильно отличается даже в пределах одного вида и зависит от уровня организации головного мозга. Наиболее развита память у обезьян: они способны к обучению, формированию приобретенных рефлексов.
Считается, что у домашних кошек и собак память менее развита, чем у обезьян. Собаки поддаются дрессировке лучше, чем кошки, и у них более выражена долговременная память. У кошек доминирует кратковременная память, а надолго запоминается только крайне необходимая информация. В качестве стимулов для закрепления необходимой реакции у животных выступает еда в сочетании с лаской и похвалой.
— Существенным отличием является способность человека к смысловой памяти на основе вербальной информации. Кроме того, память человека обусловлена в первую очередь общественным образом жизни и техническими средствами как неотъемлемой частью современного социального мира. Поведение животных, их процессы памяти ограничены биологическими потребностями, — добавляет О.Юрьева.
Память формирует наше поведение и ценностные ориентиры. Качество памяти, способность долго хранить информацию зависят от здоровья нашего мозга и образа жизни. Лучше запоминать информацию помогут упражнения и трюки, позволяющие повысить результативность ваших усилий.

Анна БРЮХАНОВА

Нет комментариев