Мигранты виноваты? Изучение древней ДНК выявило причину распространенности рассеянного склероза среди европейцев

Об этом сообщают The New York Times; EurekAlert!
Большая международная группа ученых под руководством всемирно известного палеогенетика Эске Виллерслева (Eske Willerslev), профессора Кембриджского и Копенгагенского университетов (Universities of Cambridge and Copenhagen), сопоставив древнюю человеческую ДНК с современными образцами из хранилища UK Biobank, картировала распространение генов предрасположенности к рассеянному склерозу по мере миграции популяций.
В этом исследовании ученые использовали созданный ими крупнейший в мире банк древних генов человека, в котором собраны данные о 5000 индивидуумах, живших на территории Западной Европы и Азии до 34 000 лет назад. Результаты сравнительного анализа, опубликованные в Nature, показывают, что гены повышенного риска аутоиммунного заболевания рассеянного склероза были привнесены в популяцию северо-запада Европы большой волной миграции, которая имела место около 5000 лет назад.
Анализируя ДНК из костных останков зубов древних людей, найденных по всей Евразии, ученые смогли отследить географическое распространение рассеянного склероза от места его возникновения в степях Причерноморья и обнаружили, что генетические варианты риска развития заболевания перемещались вместе с людьми культурно-исторической общности, которая называется ямная.
Скотоводы ямной культуры, или «ямники», мигрировали со своими овцами и коровами из степей Причерноморья на северо-запад Европы. Сегодня Северная Европа отличается самой высокой заболеваемостью рассеянным склерозом в мире.
233 генетических варианта, связанных с развитием рассеянного склероза, для «ямников» могли быть полезными, потому что, по данным анализа ДНК, они подверглись положительному отбору.
Авторы предполагают, что эти соседствующие с генами иммунной системы варианты могли защищать кочевников-скотоводов от инфекций, передающихся от овец и коров. Но эти же гены повышают риск развития рассеянного склероза.
Новые данные меняют представления о природе заболевания. До сих пор многие ученые считали, что наблюдаемый при рассеянном склерозе аутоиммунный процесс запускает попавший в организм вирус Эпштейна — Барр. Но он не мог быть единственной причиной рассеянного склероза, потому что чуть ни ли каждый человек в какой-то момент своей жизни заражается этим вирусом.
Исследование Виллерслева с соавторами также объясняет прежде непонятную распространенность заболевания по градиенту с севера на юг. С генетической точки зрения «ямники» являются предками современных обитателей большей части Северо-Западной Европы. Их генетическое влияние на популяции юга Европы значительно слабее.