Вымирание неандертальцев произошло не из-за войн, а из-за любви

01.11.2022

Принято считать, что столкновения наших древних предков и неандертальцев способствовали исчезновению последних. Новая теория ученых Музея эволюции человека и Музея естественной истории в Великобритании предполагает, что количество неандертальцев начало уменьшаться, а потом они и вовсе исчезли из-за того, что скрещивались с Homo sapiens.

В течение 200 тыс. лет два вида людей жили и взаимодействовали на Земле, выяснили ученые. Срок большой, поэтому логичнее предположить, что они скрещивались, а не воевали. Но почему же тогда неандертальцы не живут до сих пор, смешавшись с человеком разумным? Более того, у поздних неандертальцев (живших от 60 до 60 тыс. лет назад) ни разу не был обнаружен генетический материал предков современных людей. Хотя, стоит признать, что почти 2% людей — потомки живущих за пределами Африки — носители генома неандертальцев.

«Возможно, это связано с самим процессом гибридизации, поскольку некоторые виды способны производить потомство только в определенных направлениях. Например, пыльца растения Capsella rubella может успешно оплодотворять семена Capsella grandiflora, но не наоборот. Отсутствие митохондриальной ДНК, которая унаследована от неандертальцев через самок у живых людей, было предложено в качестве доказательства того, что только самцы неандертальцев и самки Homo sapiens могли спариваться, но есть также некоторые свидетельства того, что гибриды-самцы могли быть менее плодовитыми, чем самки», — объясняет Science Alert.

По всей видимости, дети от союзов неандертальцев и Homo sapiens попросту не давали потомства, предполагают ученые. Они планируют продолжить исследование.

Результаты работы опубликованы в журнале PalaeoAnthropology.

Череп неандертальца (слева) и Homo Sapiens (справа). Фото: Science Alert