Кошки могут хранить ДНК с места преступления — генетическое исследование

02.11.2022

Вы когда-нибудь чувствовали, что ваша кошка может знать немного больше, чем вам кажется? Новое исследование показало: если идете «на дело», держитесь подальше от пушистых питомцев. Потому что они могут стать неожиданными источниками улик.

В частности, кошачий мех может содержать достаточно ДНК  человека, который был рядом с ним, чтобы служить доказательством мимолетной встречи. Это может означать, что, хотя кошек нельзя допросить, они все же могут помочь идентифицировать преступников.

Это масштабное генетическое исследование — первое, в котором изучалось, как домашние животные способствуют переносу ДНК. Но уже сейчас можно сказать: для судебно-медицинских экспертов это позитивный шаг к будущему сбору доказательств, которые будут полезны в полицейских расследованиях.

«Сбор ДНК человека должен стать очень важным при расследовании места преступления, но не хватает данных о домашних животных, таких как кошки и собаки, в их отношении к переносу ДНК человека, — говорит Хайди Монкман, судебно-медицинский эксперт австралийского Университета Флиндерса. — Эти животные-компаньоны могут иметь большое значение для оценки присутствия и деятельности жителей дома или любых недавних посетителей на месте происшествия».

В последние годы технология анализа ДНК стала настолько сложной и информативной, что даже мельчайшие следы генетического материала могут иметь значение для расследования. И мы, люди, повсюду оставляем свою ДНК. Даже краткий контакт с объектом может передать следы нашего генетического материала. Так называемой сенсорной ДНК самой по себе недостаточно, чтобы точно идентифицировать подозреваемого, но ее можно использовать для подтверждения других улик или исключения из числа подозреваемых.

Причем совсем не требуется, чтобы человек касался поверхности. ДНК может переноситься различными способами — например, ее можно извлечь из клеток кожи или волос, которые упали с проходящего мимо человека. Именно здесь домашние животные могут сыграть свою роль.

Исследование проводилось на 20 кошках из 15 домов. В домах участников ученые дважды брали мазок с каждой кошки и собирали образцы ДНК у большинства участников исследования (избежал взятия проб несовершеннолетний ребенок).  Участники эксперимента — жители домов — заполняли анкеты о повседневном поведении и привычках кошек. Вопросы были и о том, как часто кошка контактирует с людьми и кого в семье предпочитает.

ДНК людей ученые обнаружили в 80% образцов кошачьих образцов.  Причем не было существенной разницы между количеством присутствующей на кошках ДНК и временем, прошедшим с момента последнего контакта с человеком, а также длиной шерсти у кошки.

Команда смогла создать профили ДНК 70% кошек, которые можно было хорошо интерпретировать, чтобы связать с человеком. Большая часть ДНК была получена от людей из дома, где кошка жила, однако у шести животных была обнаружена лишь неизвестная человеческая ДНК.

Две из этих кошек провели много времени в постели ребенка, у которого не была взята проба ДНК — это объясняет «загадочные» результаты. А вот происхождение неопознанной ДНК четырех оставшихся кошек неизвестно. Ни в одном из домов было гостей как минимум за два дня до взятия образцов.

Один случай был особенно интересным. Дом, где жили две кошки и два человека, одно из животных — лысый сфинкс — несло ДНК неизвестного третьего человека. У другой — короткошерстной рэгдолл — следов неопознанной ДНК не было. Хотя обе кошки одинаково взаимодействовали с людьми в своем доме. Это значит, ДНК могла остаться на кошачьей шерсти с тех пор, когда животное контактировало с посетителем, и это могло быть давно.

Возможные источники могут включать прямой перенос ДНК от человека, например, при похлопывании или при контакте кошки с загрязненной поверхностью. ДНК также могла остаться с тех пор, как кошка в последний раз контактировала с посетителем.

Исследование было опубликовано в журнале Forensic Science International: Genetics Supplement Series.

Фото: sciencealert.com