Аксиомы нутриома. Как превратить еду из врага в союзника

Производство функциональных и специализированных пищевых продуктов из биологически активных веществ набирает обороты во всем мире. Отрасль эта не может обойтись без применения передовых достижений науки, поэтому ее перспективы вполне заслуженно стали темой заседания Президиума РАН. Основной доклад представил академик Виктор Тутельян, рассказавший о минорных биологически активных веществах — важном компоненте оптимального питания. С содокладом «О научных основах создания функциональных мясных продуктов с использованием биологически активных веществ (БАВ)» выступила академик Ирина Чернуха. Предваряя их сообщения, несколько слов о нутрициологии, науке о питании живых организмов сказал президент РАН Александр Сергеев.

Нужно напомнить о том, что на площадке РАН с осени прошлого года под председательством Александра Михайловича работает консорциум «Здоровьесбережение, питание, демография», который объединил исследовательские учреждения, подведомственные Отделению медицинских наук, Отделению сельскохозяйственных наук, Отделению общественных наук РАН, а также отраслевые союзы и предприятия пищевой индустрии. Всего — 11 научных учреждений, 11 отраслевых союзов, 4 вуза, 40 предприятий пищевой индустрии. Вместе они занимаются развитием фундаментальной нутрициологии, вопросами химической, биологической безопасности пищевой продукции, персонализации питания, селекции, семеноводства и агробиотехнологии. Состав участников консорциума продолжает расширяться.

«Это очень важная структура, основная цель которой — формирование комплексных научных программ полного инновационного цикла», — отметил вице-президент РАН Владимир Чехонин.

Она необходима для того, чтобы сосредоточить на одной площадке как фундаментальные, так и прикладные изыскания, конечная цель которых — широкомасштабное производство и насыщение отечественного потребительского рынка.

«Питание определяет здоровье человека, — подчеркнул в своем докладе Виктор Тутельян. — Оно может его и сохранить, и ухудшить».

Как рассказал ученый, перед миром сегодня стоят два глобальных вызова: пандемия ожирения и дефицит микронутриентов и биологически активных веществ. В СССР и России были разработаны нормы физиологических потребностей («нутриома»), утвержденные и согласованные на всех уровнях и принятые государством. Первые рекомендации были утверждены в 1951 году, в 1968-м список значительно расширился, потом стал еще больше в 1991-м и 2008 годах. В начале 2000-х годов в нормативы были внесены минорные компоненты (фенольные соединения, алкалоиды, витаминоподобные вещества, ферменты, фитостерины, флавоноиды и др.).

«Эти рекомендации не что иное, как ориентиры, на основании которых разрабатываются планы и стандарты здорового питания», — отметил академик.

Согласно данным исследований, россияне недоедают овощей и фруктов, молочных продуктов и при этом избыточно потребляют сливочное масло, сметану, сливки, колбасы и мясные полуфабрикаты. По словам академика, только 17% детей и 14% взрослых имеют полную обеспеченность витаминами. Не хватает и тем, и другим прежде всего витаминов группы D, бета-каротина, провитамина A и витамина B2.

В 2021 году стараниями РАН, Роспотребнадзора и Минздрава приняты обновленные нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения. При этом были внесены изменения в возрастную периодизацию детского и взрослого населения, а также в дифференциацию по уровню физической активности. В методические рекомендации был введен новый раздел, характеризующий новые стандарты физического развития населения, уточнены или введены адекватные уровни потребления для целого ряда биологически активных веществ (растительные стерины, индольные, фенольные и другие соединения), уточнены физиологические потребности в ряде витаминов и минеральных веществ. В новые нормативы впервые включены рекомендации по снижению потребления натрия (соль), насыщенных жиров и трансизомеров жирных кислот.

Академик Ирина Чернуха представила коллегам основные категории продукции здорового питания. Она рассказала о том, что питание бывает для всех категорий потребителей (в том числе функциональная пища, предназначенная для систематического употребления и нацеленная, например, на снижение риска развития заболеваний, связанных с питанием) и специализированное (детское питание, для отдельных категорий, диетическое лечебное и т. п).
Ирина Чернуха отметила, что в 2022 году мировой рынок функциональных/обогащенных продуктов и напитков оценивался в 319 миллиардов долларов со среднегодовым ростом 4,1%. Доля России на мировом рынке невелика — 5%, но она растет на 8,5% в год. По мнению докладчицы, сейчас необходимо расширение ассортимента функциональных продуктов питания (ФПП) на основе животного сырья. Этим, например, занимается Федеральный научный центр пищевых систем им. В.М.Горбатова, миссия которого — научное обеспечение пищевых и перерабатывающих отраслей АПК.

Центр оказывает технологическую помощь, разрабатывает и совершенствует технологии и ассортимент пищевых продуктов, включая био-, нанотехнологии и инновационные методы обработки сырья. Сотрудники ФНЦ изучают процессы биотрансформаций тканей растений и животных, разрабатывают механизмы управления качественными характеристиками для получения продуктов заданного состава и свойств.

В центре разработан мясной продукт с содержанием биологически активных веществ, который способствует реабилитации людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями. В органах животных — мышечной ткани, легких, сердце, крови, рогах и копытах — содержатся белки и пептиды с антиоксидантным, антигипертензивным действием. Выделяя необходимые ингредиенты, ученые создали мясные консервы из аорт и сердец свиней, которые помогают лечению атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. В доклинических лабораторных исследованиях на животных было подтверждено, что продукт положительно влияет на липиды крови. Клинические испытания проводились на мужчинах и женщинах с избыточной массой тела, гипертензией и жалобами на боли в сердце. Результаты показали, что после применения продукта пациенты стали легче переносить физические нагрузки, у них изменился липидный профиль крови.

Как отметила Ирина Чернуха, пищевые продукты всегда рассматривались как дополнительный инструмент восстановления нарушенных функций организма. И сегодня десятки заболеваний можно лечить с помощью питания. Так, в 2017 году госрегистрацию прошли мясосодержащие консервы «Энмит», которые применяются для питания людей в послеоперационный период. Препарат эффективен в лечении белково-энергетической недостаточности у пациентов с синдромом оперированного желудка, а также в состояниях, связанных с потерей аппетита, челюстно-лицевыми, черепно-мозговыми, ожоговыми травмами, с нарушениями функции глотания и жевания. Питаясь сыровялеными мясными продуктами, выяснили ученые, можно, например, снижать кровяное давление.

Ирина Михайловна рассказала также об использовании цифровых технологий для разработки рецептуры и объективизации контроля соответствия и состава продуктов. Она подчеркнула, что для развития производства функциональных и специализированных пищевых продуктов необходимо сформировать нормативно-правовую базу и определить меры стимулирования предприятий. Нужна система контроля производства «от поля до прилавка» для подтверждения функциональных свойств готового продукта, со специальной маркировкой продукции. Для развития этого направления требуются господдержка проектов по доведению функциональных и специализированных продуктов до производства, включая, клинические испытания, независимая информационная кампания по разъяснению роли функциональных и специализированных продуктов и продвижению их на рынок.

Настала очередь коротких выступлений. Научный руководитель проекта функциональных продуктов питания ВНИИ молочной промышленности Елена Мельникова рассказала о мировых объемах производства белковых ингредиентов из молока, отметив, что в прошлом году в Россию было импортировано почти 50 тысяч тонн молочных белковых ингредиентов. Собственное же производство в стране составило только 3435 тонн или 6,4%.

«Продовольственная безопасность РФ и необходимость импортозамещения на рынке пищевой продукции диктуют новый взгляд на молочное сырье как источник функционально-технологических ингредиентов для производства различных сфер питания, в том числе специализированного и лечебного», — отметила Елена Мельникова.

О современных биотехнологических методах создания плодовой и ягодной продукции с повышенным содержанием биологически активных веществ проинформировал директор Всероссийского селекционно-технологического института садоводства и питомниководства академик Иван Куликов. По словам ученого, помимо растущего агроэкономического значения плоды и ягоды стали объектом биомедицинского интереса. Потребление фруктов играет положительную роль в снижении риска ряда неинфекционных хронических, в том числе сердечно-сосудистых, и воспалительных заболеваний. Ведь в плодах и ягодах высока доля компонентов, ингибирующих процессы окисления в организме человека. Кроме того, свежие фрукты — дополнительный источник ежедневного поступления макро- и микроэлементов. По накоплению калия выделяются плоды смородины черной, яблони, вишни и сливы, кальция — плоды малины, земляники, вишни и смородины черной, магния — плоды вишни, малины и смородины черной.

Исследователи (генетики, селекционеры) используют различные методы для улучшения хозяйственно-ценных признаков форм, гибридов и сортов, в том числе генно-инженерную модификацию. Благодаря этому методу в РФ достигнуты определенные успехи и получены гербицидоустойчивые клоновые подвои яблони и груши, формы земляники и груши с измененным вкусом плодов, цисгенные растения яблони на основе растительных генов и регуляторных элементов с удалением селективных маркеров, клоновый подвой и сорт сливы с генами устойчивости к гербицидам и вирусу Шарки.

По словам ученого, актуальны также исследования, нацеленные на устранение и уменьшение риска употребления продукции с повышенным содержанием тяжелых металлов и их аккумуляции сельскохозяйственными культурами.

«По нашим данным, земляника садовая является наименее устойчивой ягодной культурой к загрязнению почвы тяжелыми металлами, — рассказал Иван Куликов. — Даже при уровне загрязнения, не превышающем ПДК, происходит аккумуляция ТМ из почвы. Степень усвоения ТМ растениями из почвы существенно зависит от сорта и вида загрязнения. Выделены, например, сорта, устойчивые к усвоению меди («Царица») и кадмия («Русич») из почвы».

Академик Михаил Кирпичников, подчеркнул необходимость функционального питания людей, работающих в экстремальных условиях, включая спортсменов, а также рассказал о растительном сырье, основе почти половины всех лекарственных препаратов, нутрицевтиков и продуктов функционального питания. Например, в Европе в качестве сырья используют порядка 2 тысяч видов растений и собирают их около 20-30 тысяч тонн ежегодно.

Как рассказал Михаил Кирпичников, наша страна — пионер в области растительной биотехнологии. Член-корреспондент АН СССР, академик ВАСХНИЛ Раиса Бутенко стояла у истоков работ по исследованию культур клеток высших растений не только в Советском Союзе, но и в мире. Ей принадлежит приоритет идеи использования культур клеток для получения БАВ растительного происхождения.

Первое в мире биотехнологическое производство биомассы культур клеток было организовано в СССР в 1970-х годах. На заводах Главмикробиопрома выращивались культуры клеток женьшеня Panax ginseng. На биомассу и настойку «Биоженьшень» была утверждена Временная фармакопейная статья. Сегодня культура клеток женьшеня выращивается на ООО «Химико-биологическое объединение «Фирма ВИТА» в Санкт-Петербурге. На основе получаемой биомассы выпускается нутрицевтик «Неовитин». Клинически доказана его высокая антиоксидантная, противовоспалительная и иммуностимулирующая активность. Препарат удостоен золотых медалей имени И.И.Мечникова (2001) и имени Пауля Эрлиха Европейской комиссии по академическим наградам «За особые заслуги в области профилактической и социальной медицины» (2003).

Директор ФИЦ питания и биотехнологий академик Дмитрий Никитюк посетовал на то, что в РФ мало производителей специализированной пищевой продукции, и обрисовал возможности решения потенциальных проблем, как-то: государственное планирование и финансирование новых производств витаминов и ферментных препаратов, интенсификация существующих производств для детского питания, разработка недостающих технологий и т. п. Ученый отметил при этом, что с осени 2021 года до настоящего времени российский рынок специализированной пищевой продукции суммарно (спортивное, детское питание, лечебно-диагностическое, лечебно-профилактическое питание, гериатрическое питание) вырос на 2,5%.

Ректор Московского госуниверситета пищевых технологий Михаил Балыхин рассказал об устойчивых агробиотехнологиях высоких переделов и производстве продуктов двойного назначения с программируемыми свойствами, завершив выступление призывом: «Нам нужны специалисты для прорыва!» Выступили также академик Геннадий Онищенко, вице-президент РАН Андрей Адрианов, первый зампред Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин, заместитель министра здравоохранения Олег Сагалай и заместитель начальника Контрольного управления Президента РФ Валентин Летуновский.
Валентин Летуновский, в частности, отметил, что тема важна, все доклады очень интересны и нужны, но «не прозвучала конвертация в конкретные решения в области государственной политики», «мозаика целостной картины не сложена», а ведь все «решения должны быть вписаны в большую интеграционную задачу».