Вычислили воду. На спутнике Сатурна Мимасе может быть подледный океан

Об этом пишут Space.com; Sci.News.
Мимас — наиболее близкий к Сатурну и самый маленький из его многочисленных спутников, его радиус составляет 198,2 км. До сих пор океан на Мимасе не предполагался в первую очередь из-за особенностей его поверхности, сильно отличающихся от поверхности других покрытых льдом спутников, в частности, Энцелада.
Мимас, который еще называют «звездой смерти» из-за большого кратера, внешне напоминающего вымышленную боевую космическую станцию из вселенной «Звездных войн», совершенно непохож на небесное тело, на котором может быть океан.
Однако новый анализ данных миссии NASA «Кассини» (Cassini), проведенный планетологом из Университета Сорбонна (Sorbonne Université) Валери Лэйни (Valery Lainey) с коллегами, показал, что под испещренной кратерами ледяной поверхностью Мимаса на глубине 20-30 км может скрываться молодой, образовавшийся в период от 2 миллионов до 25 миллионов лет назад, глобальный океан.
Статья об этом опубликована в Nature. Лэйни с коллегами обнаружили первые признаки того, что под ледяной поверхностью Мимаса может находиться жидкий слой, при анализе данных зонда «Кассини», касающихся изучения так называемой щели Кассини.
Так называется промежуток между внешними кольцами Сатурна шириной около 4500 км, открытый в 1675 году французским астрономом Жаном-Домиником Кассини.
В 2010-м в поисках подтверждения идеи о том, что щель Кассини вызвана изменением орбиты Мимаса, ученые заметили странную перемену как в движении спутника, так и в его орбите.
В 2014-м они выдвинули идею о том, что эти значительные колебания могут быть обусловлены либо деформированным твердым ядром, либо подповерхностным океаном.
Прорыв в понимании наблюдаемого случился, когда Лэйни с соавторами удалось смоделировать движение Мимаса. Они увидели, что каменное ядро может влиять на особенности движения спутника только в том случае, если оно продолговатое и плоское, как блин.
Это, очевидно, не соответствовало реальным наблюдениям, более того, то, как изменялась орбита Мимаса с 2014 года, подтверждало гипотезу подповерхностного глобального океана. Авторы даже рассчитали количество воды, которое может быть в океане спутника.
«Жидкой водой заполнены почти 50% объема Мимаса. Это очень много для небесного тела такого размера», — говорит Лэйни. Эта вода, по мнению авторов, «трется о каменное ядро Мимаса», одновременно нагреваясь от трения и приводя к тому, что Лэйни называет «интересной химией», которая, вероятно, развивается на спутнике Сатурна прямо сейчас.