В трех диапазонах. Фантастические снимки Юпитера изучили астрономы

12.05.2021

Пятая по удаленности от светила и крупнейшая в Солнечной системе планета Юпитер обладает не только выдающимися размерами, но и характеристиками. Это самый быстро вращающийся объект Солнечной системы — полный оборот делает менее чем за 10 часов. В объеме Юпитера могло бы поместиться примерно 1300 таких планет, как Земля. Атмосферный вихрь (шторм) под названием Большое красное пятно  на газовом гиганте тоже самый большой и долгоживущий в Солнечной системе — он длится уже несколько столетий. Впервые пятно было обнаружено в 1665 году, а значит, его возраст 350-400 лет.

Юпитер давно интересует астрономов, и вот теперь они получили для анализа новые снимки. Точнее, получили раньше, а теперь объединили разные изображения. Их уникальность в том, что они сделаны в один день — 11 января 2017 года —  но с трех разных точек и в разных диапазонах. Тройное фото создано при помощи обсерваторий Gemini, Juno и Хаббл в ультрафиолетовом, инфракрасном и видимом диапазонах.

«Это не только живописный тур по Юпитеру, но и представление об атмосфере планеты», — сказано в сообщении NOIRLab — Национальной исследовательской лаборатории оптико-инфракрасной астрономии США, на сайте которой размещены снимки.

Благодаря фотографиям исследователи смогли рассмотреть детали атмосферы газового гиганта и узнать, что на Большом красном пятне существуют дыры в облаках. Пока их природа до конца не объяснена, но исследователь Майк Вонг (Калифорнийский университет), который и объединил разные изображения Юпитера, сравнил эти дыры с океанскими течениями.

«Ближайший аналог — водовороты в океане. По мере того как тучи вращаются, вы можете получить небольшие аномалии от этих водоворотов, которые образуют полосы, просто накручиваясь. И вот такую ​​форму мы видим в этих отверстиях. Так что, вероятно, это просто слабая турбулентность, но когда она вращается, она растягивается», — пояснил Вонг.

Еще одна неожиданность для астрономов — на инфракрасном снимке Большое красное пятно почти исчезло. Но этому явлению быстро нашлось объяснение — несоответствие создали различия в длинах волн.

На снимках видимого и ультрафиолетового диапазонов можно увидеть расположение хромофоров — именно благодаря этим частицам Большое красное пятно обладает характерным оттенком. Ученые  выяснили также, что обнаруженные миссией Juno радиосигналы вызваны сильными молниями в атмосфере Юпитера.