Юнона и Юпитер

На планете Юпитер обнаружили циклоны, полярные сияния и прочие неожиданные явления, зонд “Юнона” передал на Землю новые данные. С подробностями — Nature News, Space.com.
Среди сюрпризов Юпитера — мощные выбросы аммиака из недр газового гиганта, поразительно мощное магнитное поле и признаки большого, но нечетко ограниченного ядра планеты. Орбитальный аппарат НАСА “Юнона” (Juno) получил изображения, указывающие на эти характеристики планеты 27 августа прошлого года во время первого из серии снижений к ней. Предварительные результаты анализа данных в конце мая опубликовали журналы Science и Geophysical Research Letters. “Юнона” — первый за последние 10 лет космический аппарат, отправленный изучать Юпитер, и, как сказал в комментарии Nature News научный руководитель миссии Скотт Болтон (Scott Bolton) из Юго-Западного исследовательского института (Southwest Research Institute) в Сан-Антонио, штат Техас, он “произвел переворот в наших представлениях о том, что происходит на гигантской планете”. Аппарат “Юнона”, запущенный в 2011 году, получил среди прочих данные о центре планеты, удивительные изображения циклонов овальной формы, сконцентрированных у северного и южного полюсов, а также провел микроволновое зондирование под облаками, выявив таким образом вихревые бури. Планетологи считали, что составляющие Юпитер газы равномерно перемешаны под верхним слоем облаков на сотни километров, но “Юнона” обнаружила неоднородность недр планеты. Так, при неожиданно довольно низком уровне аммиака в большинстве мест, в районе юпитерианского экватора выявлены обильные аммиачные выбросы в виде плюмажа. Точного объяснения этому явлению у ученых пока нет, есть предположения.
Аммиак на Юпитере может распределяться подобно тому, как распределяются пары воды на Земле: наибольшая влажность сосредоточена вдоль экватора, а по мере приближения к высоким широтам ее уровень снижается, сообщает в комментарии Nature News один из руководителей исследований зондом “Юнона” планетолог из Лаборатории реактивного движения НАСА в Пасадине Чэн Ли (Cheng Li). И, как показал установленный на зонде магнитометр, так же неравномерно распределено мощное магнитное поле планеты. Оно оказалось сильнее и неоднороднее, чем предсказывали модели. Вот что говорит по этому поводу Кимберли Мур (Kimberly Moore), ведущий автор одной из публикаций, планетолог из Гарвардского университета (Harvard University) в Массачусетсе: “Магнитный поток сильнее у экватора, так как вещество в глубине планеты вызывает возмущения магнитного поля в процессе, аналогичном тому, который приводит к возникновению пятен на Солнце в результате возмущений отдельных участков магнитного поля звезды”. Измерения зонда “Юнона” указали также на возможность существования на Юпитере неожиданно большого ядра, состоящего из тяжелых элементов. Каждый раз, когда зонд снижался к планете и оказывался на высоте нескольких тысяч километров над облаками, гравитационное поле Юпитера слегка изменяло орбиту аппарата.
Изображение с сайта www.space.com