Удачная случайность. Космический зонд «Люси» открыл новый астероид

Запущенная NASA для изучения троянских астероидов в системе Юпитера автоматическая межпланетная станция «Люси» (Lucy) передала первые снимки. Троянские астероиды — это астероиды, называемые именами персонажей Троянской войны, описанных в «Илиаде». Эти астероиды, или малые спутники, представляют собой «отходы» планетообразования во внешней Солнечной системе, находятся на стабильных орбитах вокруг Солнца и движутся вместе с Юпитером.

Их изучение поможет понять миграцию объектов в Солнечной системе и причины периодического захвата астероидов гравитационными полями планет. При запуске миссии «Люси» в октябре 2021 года прежде безымянный астероид Динкинеш не входил в ее космический маршрут, встреча с ним — в некотором роде удачная случайность.

В мае этого года ученые обнаружили, что небольшая корректировка траектории позволит зонду «Люси» пролететь на расстоянии 400 км от космического тела, получившего в прошлом году название Динкинеш, что на амхарском языке — официальном языке Эфиопии — означает «прекрасная», именно так в свое время назвали обнаруженный в Эфиопии скелет австралопитека, известный во всем мире как Люси.

За несколько недель до сближения космического аппарата с астероидом Динкинеш ученые обратили внимание на изменения в светимости этого небесного тела и предположили, что оно может представлять собой двойную систему. Первые снимки, сделанные после сближения, не оставили сомнений в том, что так и есть: вплотную к Динкинешу вращается еще один астероид меньшего размера. Диаметр Динкинеша — 790 метров, его спутника — 220 метров.

Сближение «Люси» с астероидом задумывалось как полетное испытание с особым упором на тестирование системы, которая позволяет зонду автономно отслеживать объект, мчащийся со скоростью 4 км/сек, и называется «сопровождением на конечном участке траектории» (terminal tracking system). И хотя само сближение проводилось как инженерное испытание, ученые пытаются почерпнуть из полученных благодаря ему снимков данные о природе малых астероидов.

В некотором смысле Динкинеш и его спутник похожи на двойную систему околоземных астероидов Дидим и Диморф, к которой был направлен зонд NASA под названием DART, но есть отличия, которые ученым предстоит исследовать. Главные же научные цели нынешней миссии далеки от Земли. Совершив оборот вокруг Солнца и сблизившись с другим астероидным поясом, который носит имя палеоантрополога Донадьда Йохансона (Donald Johanson), обнаружившего скелет австралопитека Люси, зонд достигнет зоны троянцев у Юпитера в 2027 году, а после еще одной околосолнечной петли направится в гущу астероидов, следующих за этой планетой, в 2033-м.

Источники: NASA; The New York Times