Ученые Аризоны объяснили загадку образования двойного кратера на Луне

Инженеры Университета Аризоны изучили, какой объект врезался в Луну 4 марта 2022 года. Загадочный «космический мусор» оставил тогда на поверхности спутника Земли два кратера, и долгое время оставалось загадкой, что же стало причиной второго удара. Теперь ученые сообщают: упавший на Луну объект — это корпус ракеты Long March 3C,  в ходе китайской миссии Chang’e 5-T1 в 2014 году. Космический аппарат был разработан для проведения испытаний лунного корабля.

Что касается двойного кратера, то, скорее всего, причиной является дополнительная полезная нагрузка на ракете, не заявленная Национальным космическим управлением Китая (CNSA), отмечают специалисты. Утверждать наверняка, что это так, без тщательного осмотра сложно, ведь кратеры находятся на обратной стороне Луны, которую никогда не видно напрямую с Земли. Однако ученые уверены, что их расчеты верны.

«Это первый раз, когда мы видим двойной кратер, — говорит аэрокосмический инженер Таннер Кэмпбелл из Университета Аризоны. — Мы знаем, что в случае с Чанъэ 5 T1 его удар был направлен почти прямо вниз. Чтобы получить два кратера примерно одинакового размера, нужны две примерно равные массы, находящиеся на расстоянии друг от друга».

Астроном отслеживал объект, получивший название WE0913A, с момента его открытия в марте 2015 года до падения на Луну. Изначально  предполагалось, что это была ракета-носитель Space X, но вскоре подозрения пали на китайскую миссию 2014 года. В своем последнем исследовании команда проанализировала движение неопознанного объекта и изменения в его отраженном свете непосредственно перед столкновением, чтобы точно выяснить, что это было.
Вращение объекта в пространстве (кувыркаясь вверх ногами) указывает на наличие второй массы, действующей как противовес двигателям на одной стороне ракеты, что также объясняет появление двойного кратера. Китайское космическое агентство не сообщает, что это была за дополнительная полезная нагрузка, и  отрицает, что это была ракета КНР.
«Мы понятия не имеем, что это могло быть — возможно, какая-то дополнительная вспомогательная структура, или дополнительные инструменты, или что-то еще, — говорит Кэмпбелл. — Вероятно, мы никогда этого и не узнаем».
Нет ничего необычного в том, что космический корабль сбросил свои ракеты в космоса или даже в том, что ракеты врезались в Луну. Однако этот инцидент — напоминание о том, что космический мусор становится растущей проблемой. Существует вероятность серьезного ущерба спутникам на орбите и Международной космической станции – и хотя много мусора сгорает в атмосфере, объекты все же долетают до Земли. Поэтому все корабли, которые направляются в космос, надо тщательно отслеживать, считают специалисты.

«Поскольку земляне размещают на Луне все больше и больше объектов, становится чрезвычайно важно, чтобы мы не только отслеживали их, но и понимали, что каждый конкретный аппарат будет делать, когда доберется туда», — говорит Роберто Фурфаро, инженер- механик из Университет Аризоны.

Исследование опубликовано в журнале Planetary Science Journal.

Фото на заставке: двойной кратер, который изучали аризонские специалисты. (НАСА/GSFC/Университет штата Аризона)