Все смешалось. Геномы людей, живших в Крыму более 36 000 лет тому назад, указали на сложное происхождение первых европейцев.

Прежде чем люди современного анатомического облика окончательно обосновались в Европе, приблизительно 60 000 лет назад туда прибыла из Африки другая человеческая популяция, но долго она не продержалась. Причиной тому был случившийся 40 000 лет назад климатический кризис, когда началось оледенение.

Именно в то же время произошло и Кампанское игнимбритовое извержение (Campanian Ignimbrite super-eruption), мощное вулканическое извержение в Кампанье на территории нынешней Италии. По геологическим меркам оно почти совпало по времени с извержениями вулканов Казбек на Кавказе и Святая Анна в Южных Карпатах. Южная и Восточная Европа тогда покрылись вулканическим пеплом, и считается, что это стало одной из причин «вулканической зимы» и вымирания неандертальцев.

«Археологические и генетические данные свидетельствуют о том, что люди современного анатомического облика присутствовали в Европе по меньшей мере 45 000 лет назад, а возможно, и раньше», — цитирует Эву-Марию Гейгл (Eva-Maria Geigl) из Института Жака Моно при Парижском городском университете (Institut Jacques Monod at the Université Paris Cité) издание Sci.News.

«Но геномный анализ останков людей современного анатомического облика, живших на территории Европы до 40 000 лет назад, указывал на несколько разнообразных и мало описанных популяций», — добавила Гейгл. Все это говорило либо о скрещивании с неандертальцами, отличном от скрещивания, следы которого присутствуют во всех нынешних неафриканских популяциях, либо о более ранних локальных событиях, отмечают Гейгл и ее коллеги.

По оценкам ученых, в какой-то момент после 40 000 лет назад ранние предковые линии в Европе исчезают, появляются новые геномные профили. По времени это совпадает с изменением климата и условий окружающей среды после Кампанского игнимбритового извержения. Геномы двух особей, чьи черепные фрагменты возрастом 36 500 лет были найдены на стоянке каменного века Буран-Кая III в Крыму, были составлены Гейгл с коллегами и оказались очень близки геномам людей граветтской культуры, которые жили спустя несколько тысяч лет и чьи останки находили на юго-западе Европы.

«Крымские геномы» также показали, что смена популяций в Европе после 40 000 лет назад сопровождалась скрещиванием с уже существовавшими там популяциями людей современного анатомического облика.