Радары засекли. На Венере обнаружен действующий вулкан

Венера близка Земле по размеру, массе и плотности, а потому предполагается, что она должна генерировать в своих недрах тепло с той же скоростью, что и наша планета. На Земле тепло выходит наружу в основном посредством вулканических извержений, и в среднем за год таких извержений происходит около полусотни. В то же время признаков вулканических извержений на Венере до сих пор замечено не было. Новое исследование геофизика из Университета Аляски в Фэрбенксе Роберта Херрика, которое он с коллегами опубликовал в Science, выявило на Венере по крайней мере один действующий вулкан.

Непосредственные исследования поверхности Венеры невозможны из-за ее плотной атмосферы, которая непрозрачна для излучения практически всех длин волн, включая видимый свет. Единственный доступный способ получить представление о поверхности планеты — радарная съемка с борта космического корабля. Получаемое таким образом изображение выглядит как черно-белая фотография, где светлые области соответствуют неровностям, а темные — гладким участкам поверхности. Зонд NASA «Магеллан» облетал Венеру с августа 1990-го по октябрь 1994-го, картируя поверхность планеты с помощью радара. Судя по полученным тогда изображениям, более 80% поверхности были покрыты потоками лавы. Однако насколько давно имели место самые молодые извержения и продолжается ли какая-либо вулканическая активность в наши дни, оставалось загадкой на протяжении последующих трех десятилетий.

Авторы нового исследования сопоставляли радарные изображения одних и тех же областей Венеры, полученные зондом «Магеллан» в разное время. Сфокусировав внимание на потенциально вулканически активных участках, они выявили те из них, где детали поверхности, отмеченные в октябре 1991 года, отличались от рельефа того же места, реконструированного по радарным данным, полученным ранее, в феврале.

Выявленные изменения лучше всего объясняются вулканическим извержением, произошедшим в какой-то момент с февраля по октябрь. Открытие было сделано в близкой к экватору области Атлы, где находится самый высокий одиночный вулкан Венеры гора Маат. Проведя компьютерное моделирование, при котором рассматривались различные геологические события, такие как оползни или землетрясения, ученые пришли к выводу, что подобные изменения могли быть вызваны только извержением. Ближайшие миссии к Венере, которые смогут проверить выводы авторов, намечены на 2030-2031 годы. Это межпланетная станция VERITAS NASA и орбитальный аппарат EnVision Европейского космического агентства (ESA).