Мощные теплые ветры дуют от нейтронной звезды, когда она разрывает своего компаньона

03.03.2022

Используя самые мощные телескопы на Земле и в космосе, группа астрономов впервые обнаружила потоки горячего, теплого и холодного ветра от нейтронной звезды, в то время как она поглощает материю соседней звезды. Открытие дает новое представление о поведении некоторых из самых экстремальных объектов во Вселенной.

Маломассивные рентгеновские двойные системы (LMXB) — это системы, содержащие нейтронную звезду или черную дыру. Они подпитываются материалом, вырванным из соседней звезды, процесс, известный как аккреция. Большая часть аккреции происходит во время сильных извержений, когда системы резко становятся ярче. В то же время часть материала, который закручивается по спирали, выбрасывается обратно в космос в виде дисковых ветров и струй.

Наиболее распространенные признаки истечения вещества из астрономических объектов связаны с «теплым» газом. Несмотря на это, до сих пор в нестационарных рентгеновских двойных наблюдались только ветры «горячего» или «холодного» газа.

В этом новом исследовании группа ученых из одиннадцати стран во главе с Саутгемптонским университетом изучила недавнее извержение рентгеновской двойной системы, известной как Swift J1858. Астрономы использовали комбинацию телескопов.

Результаты, опубликованные в журнале Nature, показали постоянные признаки теплого ветра в ультрафиолетовом диапазоне длин волн, возникающие в то же время, что и признаки холодного ветра в оптических длинах волн. Это первый случай, когда ветры такой системы наблюдаются в разных диапазонах электромагнитного спектра.

Ведущий автор работы Ноэль Кастро Сегура из Университета Саутгемптона сказал: «Извержения, подобные этому, редки, и каждое из них уникально. Обычно они сильно скрыты межзвездной пылью, что делает их наблюдение действительно трудным. Swift J1858 был особенным, потому что, несмотря на то, что он расположен на другой стороне нашей галактики, затемнение было достаточно малым, чтобы можно было провести полное многоволновое исследование.

«Только еще одна система — рентгеновская двойная черная дыра, V404 Cyg — продемонстрировала аналогичные свойства. Однако наша попытка провести тот же эксперимент с этой системой не увенчалась успехом, потому что извержение закончилось до того, как мы смогли получить наземные и космические телескопы, чтобы наблюдать за ним одновременно», — отметил соавтор доктор Эрнандес Сантистебан из Университета Сент-Эндрюс.