Камушки летят! Космический аппарат NASA покинул астероид Бенну и направляется к Земле с образцами грунта

Аппарат Osiris-Rex совершал облеты астероида Бенну с 2018 года, сейчас его миссия близка к завершению: собрав прошлой осенью около полукилограмма астероидного вещества, он направляется к Земле, где космическим грузом займутся ученые. На обратный путь уйдет два года. Как подсчитал научный руководитель проекта Данте Лауретта из Аризонского университета, на борту автоматического аппарата Osiris-Rex — от 200 до 400 граммов крошечных камушков, и эта добыча намного превосходит целевые 60 граммов.

Аппараты NASA уже доставляли на Землю кометную пыль и частицы солнечного ветра, но куски астероида получены американским агентством впервые. До сих пор это удалось только Японии, причем дважды, но в значительно меньшем объеме. Ученые, наблюдая за тем, как Osiris-Rex покидает окрестности астероида, испытывают смешанные чувства, успех миссии сопровождается некоторой ностальгией.

«Я начал работать над задачей возвращения образцов с астероида, когда моя дочь была в подгузниках, а сейчас она заканчивает старшую школу», — сказал в комментарии изданию The Guardian Джейсон Дворкин, астрохимик из Центра космических полетов Годдарда NASA. -Мы привыкли быть с Бенну, рассматривать новые и потрясающие изображения, изучать данные, которые он отправлял на Землю».

Ученые надеются, что добытые космическим аппаратом и помещенные в вакуумную камеру образцы с поверхности богатого углеродом Бенну предоставят им новые сведения о Солнечной системе.

Размер Бенну в поперечнике составляет около 500 метров, ему около 4,5 миллиарда лет, и считается, что этот астероид представляет собой осколок более крупного астероида и он может быть хранилищем структурных элементов Солнечной системы. Капсула с астероидными образцами будет сброшена над пустыней в штате Юта 24 сентября 2023 года, и это будет финалом миссии стоимостью в 800 миллионов долларов. Бесценные образцы доставят в новую лабораторию, которую NASA сейчас строит в Хьюстоне, в Космическом центре Джонсона.

В ближайших планах американского аэрокосмического агентства есть еще астероидные проекты. Так, в октябре будет запущен аппарат под названием Lucy, которому предстоит совершать облеты множества астероидов вокруг Юпитера. В ноябре космический корабль DART отправится в космос с задачей изменить траекторию астероида в рамках испытаний программы планетарной защиты. А в 2022-м аппарат «Психея» полетит изучать богатый металлами одноименный астероид. Но ни одна из этих миссий не предполагает доставки на Землю образцов астероидного вещества.