Ночные охотники. Добывать пищу пустынным динозаврам помогали необычайные зрение и слух

Альваресзавр вида Shuvuuia deserti, живший в конце мелового периода на территории нынешней Монголии, обладал способностью видеть в темноте и чутким слухом.

«Совы — ночные охотники за активной добычей, сочетающие зрительные и слуховые адаптации, которые позволяют им преодолевать ограничения сенсорной деятельности, накладываемые слабым освещением, — говорит профессор Джона Шуаньер из Института эволюционных исследований при южноафриканском Университете Витватерсранда. — Такие сенсорные эволюционные нововведения были неизвестны для нептичьих динозавров-терапод и плохо представлены в линии, приведшей к птицам».

В новом исследовании Шуаньер с коллегами, чтобы собрать информацию об относительном размере глаз и внутренних ушей около 100 видов современных птиц и вымерших видов динозавров, применили компьютерно-томографическое сканирование и детальные измерения. Для оценки слуха ученые изучали лагену, часть внутреннего уха, в которой обрабатывается входящая звуковая информация. Совы-сипухи, которые охотятся в полной темноте, используя для этого только слух, обладают соразмерно длиннейшей лагеной, чем любая другая птица. Чтобы получить представление о зрении, исследователи изучали у каждого вида склеротикальное кольцо. Это кольцевая костная конструкция вокруг зрачка, которая имеется в глазах нескольких современных и вымерших групп позвоночных.

Ученые обнаружили, что многие хищные тероподы, такие как тираннозавры и дромеозавры, обладали зрением, оптимальным для дневного времени суток, и слухом выше среднего, предположительно, помогающим им охотиться. Но небольшой динозавр-терапод Shuvuuia deserti имел как необычайно острый слух, так и ночное зрение. Очень большая лагена этого вида сопоставима по размеру с таковой у совы-сипухи, что позволяет считать, что пустынный динозавр мог охотиться в полной темноте. И, судя по размеру склеротикального кольца, глаза этого животного были снабжены самым большим зрачком из измеренных у птиц или динозавров. Авторы предполагают, что подобно многим пустынным животным динозавр Shuvuuia deserti добывал себе пропитание ночами, полагаясь в поиске жертв на слух и зрение и используя свои длинные задние конечности для быстрого бега в преследовании добычи, а сильные передние — для вытаскивания жертвы из норы или зарослей кустарника.