Как рождаются звёзды? На этот вопрос ответили психолог, астроном и генетик ЮФУ

02.11.2022

Космической телескоп «Джеймс Уэбб» передал ученым новые снимки
«Столпов Творения» — скопления межзвездного газа и пыли из туманности
Орел. Снимок представляет собой «очень детальный ландшафт, в котором в
плотных облаках газа и пыли формируются новые звезды».

О рождении космических звезд

Первой серьезной заявкой на объяснение процесса рождения звезд была идея
Исаака Ньютона о том, что под действием силы гравитации более-менее
однородная газовая система будет разорвана на клочки, при сжатии которых
впоследствии и рождаются звезды. Этот процесс математически описал в
начале 20 века Джеймс Хопвуд Джинс. Им был получен соответствующий
критерий распада среды на комки – будущие протозвезды.

«Процесс формирования звезд протекает приблизительно одинаково: это
сжатие облака газа под действием силы его гравитации. Но чтобы сей
процесс пошел, надо облако как-то охладить, иначе сила давления газа в нем
будет препятствовать его сжатию. Охлаждение газа в основном
происходит за счет его излучения. Если в среде есть тяжелые элементы –
углерод, кислород и некоторые другие, а также космическая пыль, то они
могут охладить облако настолько, чтобы оно стало сжиматься,
превратившись в группу родившихся звезд», — отмечает профессор кафедры
физики космоса Физического факультета ЮФУ Юрий Мишуров.

Можно ли воспитать талант?

В бесконечном космическом пространстве каждая звезда по-своему
уникальна, так же и каждый человек на планете Земля обладает
индивидуальными особенностями, и кому-то из них суждено стать «звездой».
Прежде чем ответить на это вопрос, нужно различать три термина
—одаренность, талант и гениальность.

«Одаренность означает, что ребенок обладает таким складом личности,
который позволит ему достичь гораздо больших успехов, чем его
сверстникам. Это системное свойство личности, включающее в себя и
высокие способности, и высокую мотивацию к деятельности, даже
собственную инициативу в ее выполнении, и высокий творческий потенциал,
и определенные личностные качества, например упорство в достижении
цели. Талант же предполагает высокий уровень специальных способностей и
дан он не каждому. В основе таланта лежат задатки – врожденные
природные особенности, предрасположенность человека к какой-то
конкретной деятельности (музыкальный слух, подвижность как свойство
нервной системы). Гениальность – это высший уровень развития
одаренности, гении встречаются крайне редко. Поскольку созданный
гениальным человеком продукт опережает время, оценить его гениальность
мы сможем спустя какое-то время, а не прямо сейчас», — поясняет главный
научный сотрудник Академии психологии и педагогики ЮФУ, доцент
Людмила Дикая.

Эксперт замечает, что гения воспитать достаточно сложно, для этого должны
быть определенные предпосылки. Вероятность воспитать талант намного
выше, но при условиях, что у человека есть задатки, предрасположенность к
какому-либо виду деятельности и сильная мотивация, которая способствует
длительной, порой изнурительной самостоятельной работе над собой.

Важную роль в воспитании таланта играют родители, история Томаса
Эдисона служит отличным примером этому — учителя считали Эдисона
«ограниченным» и попросили родителей забрать его из школы. Мать дала
ему первое образование, при этом не сказав ему о мнении учителей, она
всячески поддерживала его уверенность в себе. В результате сын стал
известным изобретателем и предпринимателем.

Существует ли ген гениальности и передается ли талант по наследству?

Профессор кафедры генетики Академии биологии и биотехнологии им. Д.И.
Ивановского Александр Усатов отмечает, что так называемого гена
«таланта» не существует, поскольку талант — это широкое понятие,
формирование которого контролирует не только генотип в целом, как единая,
скоординированная, структурно-функциональная система, но и окружающая
среда (воспитание, обучение и т.д.).

«Это объясняется общебиологическим принципом, что любой фенотип
(совокупность всех признаков и свойств организма) всегда формируются под
действием генотипа (совокупность всех генов организма) и среды развития.
Отсюда следует, что предметно можно говорить об уровне наследования
более конкретных признаков (с узкой нормой реакции), таких как,
способности памяти, концентрации внимания, наличия аналитического и
логического мышления и т.д.», — рассказывает генетик.

 

Пресс-служба ЮФУ

Нет комментариев