Есть отклонение! NASA удалось целенаправленно изменить орбиту астероида

В конце сентября NASA в рамках первой в истории миссии по планетарной защите ударило космическим аппаратом по Диморфу, 160-метровому спутнику более крупного астероида. На днях американское аэрокосмическое управление подтвердило успех эксперимента, который выразился в приближении Диморфа к своему партнеру астероиду Дидим. В результате толчка, полученного от аппарата DART (Double Asteroid Redirection Test), 12-часовой период обращения Диморфа вокруг Дидима сократился на 32 минуты. Степень отклонения от природной орбиты оказалась больше ожидаемой. До столкновения представители NASA говорили, что успехом будет считаться сокращение орбитального периода хотя бы на 73 секунды, но большинство астрономов предсказывало сокращение на значение, близкое к 10 минутам, отмечает Science.org.

Непредвиденно сильный удар, произведенный аппаратом DART, стал приятным сюрпризом. Как считают ученые, случился он благодаря тому, что Диморф оказался кучей булыжников, а не единым твердым камнем. Когда DART в него врезался, из места удара вылетели осколки, что дало толчок движению спутника вперед и фактически изменило его орбиту. NASA решило проверить возможность планетарной защиты на двойной астероидной системе по двум причинам. Во-первых, даже если пара астероидов не движется к нашей планете, более крупный Дидим, диаметр которого 780 метров, служит во время удара космического аппарата гравитационным якорем, что предотвратит случайный рикошет Диморфа к Земле. Во-вторых, пара космических камней, сцепленных единой орбитой, облегчает ученым задачу измерения отклонения орбиты астероида относительно его партнера.

Наземные телескопы видят оба астероида как одну светящуюся точку, но когда один из них оказывается перед другим, светимость этой точки падает на 10%. Сосчитав время между мерцаниями, ученые вычислили продолжительность периода обращения Диморфа. Если после удара космического аппарата он значительно сокращается, это означает, что спутник приблизился к своему партнеру и, следовательно, космический аппарат успешно выбил его с первоначальной траектории. Для подсчета нового орбитального периода ученые анализировали, в частности, данные по светимости, полученные наземными телескопами, три из которых в Чили, а один в Южной Африке. Как пишет Science.org, все говорит о том, что у человечества появилась способность защищать нашу планету по крайней мере от малых астероидов.