Радиационный мониторинг. Новые данные НГУ

Впервые ученые Новосибирского государственного университета (НГУ) применили метод ускорительной масс-спектрометрии для оценки воздействия атомных электростанций на окружающую среду. Использование этой инновационной технологии позволило провести точные измерения концентрации радиоуглерода \(С^{14}\) в атмосфере, открыв новые возможности для экологического мониторинга. Настоящее исследование, выполненное совместно с Уральским федеральным университетом и Институтом промышленной экологии Уральского отделения РАН, стало важным шагом в изучении антропогенного воздействия на природу и здоровье человека.

Исследование началось в 2020 году, когда были собраны образцы растений в окрестностях Белорусской атомной станции. Целью было определить фоновые уровни \(С^{14}\), одного из природных радиоактивных изотопов, образующегося в атмосфере под воздействием космических лучей. Со времен ХХ века основным антропогенным источником этого радионуклида стали испытания ядерного оружия, а в наши дни — работа ядерных реакторов.

Особое внимание было уделено анализу годичных колец сосен, расположенных вблизи атомных электростанций. Изучение позволило определить уровни радиоуглерода и сравнить их с фоновыми значениями, полученными из данных по сосне из Пироговского леса Новосибирска. Этот анализ выявил, что в последние десятилетия концентрация \(С^{14}\) в рассматриваемых образцах снизилась и почти не превышает фоновые показатели, что связано с усовершенствованием оборудования на АЭС.

«Метод ускорительной масс-спектрометрии позволил нам впервые в России получить уникальные данные о воздействии атомной энергетики на окружающую среду».

— Евгений Назаров, кандидат технических наук

Данное исследование подчеркивает важность непрерывного мониторинга антропогенных воздействий на экосистему и здоровье человека. Оно также демонстрирует роль научного сотрудничества в достижении прогресса в области экологии и радиационной безопасности. Результаты работы опубликованы в ряде научных изданий, а совместные исследования новосибирских и уральских ученых продолжаются, расширяя границы знаний в области экомониторинга и оценки влияния атомного энергоблока и в целом предприятия за весь период его эксплуатации. Такой подход обеспечивает не только точную оценку прошлого воздействия на экосистему, но и важные данные для будущих стратегий экологического мониторинга и управления атомной энергетикой.

Использование метода ускорительной масс-спектрометрии в Новосибирском государственном университете подчеркивает важность научных исследований в области экологии и радиационной безопасности. Результаты, полученные в ходе работы, предоставляют ценную информацию о воздействии атомной энергии на окружающую среду, что является важным вкладом в обеспечение устойчивого развития и здоровья будущих поколений. Сотрудничество ученых различных институтов и использование передовых технологий способствуют продвижению науки и техники, а также помогают формировать более глубокое понимание сложных экологических процессов.