Антенны от МГУ. Прорыв в сверхпроводимости

Физики Московского государственного университета (МГУ) разработали уникальные антенны на основе квантовых сверхпроводящих решеток. Эти инновационные устройства, финансируемые грантом Российского научного фонда (РНФ), открывают новые горизонты в разработке приемных систем, способных прямо оцифровывать широкополосные высокочастотные сигналы. Результаты исследования, опубликованные в журнале Q2 Physica C: Superconductivity and its Applications, представляют значительный шаг вперед в области аналого-цифровых преобразователей (АЦП), предлагая высокопроизводительные решения для обработки информации.

Современные сверхпроводниковые АЦП уже показали свою способность к работе с широкополосными системами приема, обеспечивая прямую оцифровку сигналов и цифровое выделение поддиапазонов. Однако ключевым аспектом для полноценного использования таких систем является разработка входного антенного тракта, который бы не ухудшал общие характеристики системы. Решение этой задачи с использованием сверхпроводящих антенн активного типа позволяет значительно повысить эффективность приемных систем.

Созданные антенны основаны на сверхпроводящих квантовых решетках, включающих би-сквиды и дифференциальные квантовые ячейки, разработанные в ходе предыдущих исследований. Экспериментальные данные подтверждают высокую чувствительность таких антенн и минимальное влияние атмосферных и других шумов на прием сигналов.

— Николай Колотинский, доцент кафедры атомной физики, физики плазмы и микроэлектроники физического факультета МГУ

Разработка сверхпроводящих телекоммуникационных систем на основе этих антенн обещает революционные изменения в сфере связи, включая качественное улучшение связи с удаленными регионами, такими как Арктика и Антарктика, а также с объектами в космическом пространстве. Полученные результаты лежат в основе принципов построения нового поколения телекоммуникационных систем, способных обеспечить надежную и высококачественную связь в самых отдаленных уголках планеты и за ее пределами.

Исследование, проведенное учеными МГУ, подчеркивает значительный потенциал квантовых сверхпроводящих технологий в сфере разработки антенн и телекоммуникационных систем. Создание сверхпроводящих антенн активного типа откывает возможности для кардинального улучшения систем связи и передачи данных. Разработанные антенны обладают высокой чувствительностью и способны минимизировать влияние внешних и внутренних шумов, что делает их идеальными для использования в условиях, где требуется высокая точность и надежность приема сигнала.